Что нужно сделать, чтобы пожилые люди при выходе на пенсию, не оказывались вычеркнутыми из жизни.
Согласно опросам «Левада-центра», больше четверти граждан РФ (27%) боятся наступления старости. Потому что слово «старость» в нашей стране давно стало синонимом обездоленности, нищеты, одиночества. Перешагнув рубеж в 65-70 лет, ты словно попадаешь в когорту обречённых.
Можно ли изменить ситуацию?«Чтоб детям жизнь не заедать»
Дедушке Юре 63 года. После инсульта он перестал ходить и сам попросился в дом престарелых. Там грустит, сильно скучает по детям и внукам, но считает, что так правильнее: «Зачем детям жизнь заедать?» Это, увы, классическая история.
Гибель или счастье?
«Родственники не справляются с уходом за тяжело заболевшим близким - нет денег на сиделку или к себе забрать не могут, поэтому единственным выходом остаётся дом престарелых, - говорит координатор проектов благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Александра Кузьмичёва. - Это не вина, а беда большого количества людей, которые и хотели бы ухаживать за бабушкой дома, но не имеют возможности. Ведь, скажем, лежачего больного нельзя оставить даже на несколько часов, надо переворачивать, чтобы он не погиб от пролежней. Случаев, когда бабушку оторвали от домашнего очага, привезли на машине в приют и сказали: «Всё, теперь ты живёшь здесь», - за 10 лет мы видели единицы. Бывало, бабушки сами, поссорившись с родными или решив, что они их слишком обременяют, уходили в интернат. А родные бежали за ними, уговаривая не позорить семью.
Кстати, не все, кто попадает в дом престарелых, не могут существовать сами. Например, у бабушки в доме прохудилась крыша. Жить там уже невозможно. Она просит социальные службы помочь починить. Ей отвечают: денег на ремонт нет, зато есть койка в доме престарелых. Бабушка вполне самостоятельная - ей просто нужна была элементарная помощь в ремонте, и она прожила бы ещё много лет. Но, переехав в интернат, она быстро сдаёт, заболевает и умирает.
Случаются, правда, и счастливые истории. Немало бабушек и дедушек в доме престарелых находят свою любовь и в 80-85 лет заново обретают счастье и смысл жизни».
Не одни, но одиноки
Понять людей, которые отдают стариков в дом престарелых, потому что не могут обеспечить им должный присмотр и уход, можно. Сложнее оправдать тех, кто, живя рядом, оказывается равнодушен и жесток к беспомощной старости.
«Больше всего поражает, когда бросают близкие люди, - говорит волонтёр православной службы помощи «Милосердие» Ольга. - Я ходила к бабушке, у которой были родная дочка и внучка-врач. Бабушка почти не двигалась, не могла убраться или толком приготовить себе еду из-за сильнейшего полиартрита. Родственники приезжали изредка, зато исправно брали денежки с бабушкиной пенсии в качестве подарков. Я советовала Валентине Ивановнепоговорить с дочерью - вдруг они просто не понимают, что ей нужны помощь и поддержка. Но она боялась заводить разговоры на эту тему, думая, что тогда вообще приходить не будут, - дорожила теми крупицами общения, которые ей доставались».
«Порой человеку необязательно не иметь в этом мире никого, чтобы жить в полном одиночестве, - делится ещё один волонтёр «Милосердия» Анна. - Моя работа в службе помощи началась как раз с такого случая. Договорилась приехать к бабушке. Она была лежачим инвалидом. Жила вместе со своим взрослым сыном, но отношения у них были абсолютно испорчены. Приехала в назначенный день, а там уже дверь взломана и полиция - бабушка умерла.
Другая моя подопечная тоже жила со своей семьёй. Она передвигалась в инвалидном кресле, была очень истощена, совершенно не могла себя обслуживать. Помощь моя была минимальной - женщине больше нужны были моральная поддержка и общение, которые она вполне могла бы получить от семьи, а не от меня, чужого человека. Ольга Владимировна рассказывала про своё прошлое, читала мне свои стихи. До сих пор вспоминаю её тёплым словом. В какой-то момент я решила, что могу делать больше, чем просто навещать и общаться с бабушками. Прошла патронажные курсы по уходу за тяжелобольными и взяла себе бабушку после инсульта.
Сейчас моей подопечной 92 года. Ей тяжело разговаривать, она плохо слышит и видит, но сохранила на удивление трезвый ум. Конечно, я совру, если скажу, что в субботу утром, когда хочется выспаться, с радостью еду менять бабушке памперс. Каждый раз себя приходится пересиливать. Я понимаю, для чего это делаю, и меня это сильно вдохновляет. А когда от своего координатора узнала, что бабуля постоянно про меня спрашивает: «Как там Анечка?» - для меня это было шоком: мне-то казалось, что старушка меня недолюбливает. Несмотря на все неприятные процедуры, связанные с уходом, выходя от неё, испытываю неимоверную радость, лёгкость. Наверное, это Бог даёт сил после хорошего дела.
Кстати, мужа мне тоже бабушка напророчила. Она периодически гнала меня от себя: мол, что ты тут сидишь, меня кормишь, иди мужа себе ищи. А однажды сказала: «Вот выйдешь и у храма его увидишь». Так буквально не получилось, но в этот год я встретила своего будущего мужа».
Как поддерживать интерес к жизни
Старший научный сотрудник Интитута общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук Кирилл Хломов:
- В нашей стране культура старения практически отсутствует. Точнее, у нас старость предполагает, что, перешагнув определённый возрастной рубеж, надо освободить своё место - квартиру детям или внукам, рабочее место и ехать на дачу доживать. Поэтому первое, с чем рискует столкнуться человек, вышедший на пенсию, - ощущение своей ненужности.
Нажмите для увеличения
При этом чаще приходится переживать потери (уходят близкие и знакомые) и утрату возможностей, надежд. Потребность во внимании, общении выходит на этом этапе жизни на первый план. Чтобы не дать человеку скатиться в «доживание» (а депрессия пожилых - очень распространённая проблема), близкие могут всеми способами поддерживать интерес к жизни. Один из них - компьютеры и соцсети. Моя бабушка 88 лет завела себе аккаунт в Фейсбуке. Отлично, когда создаются проекты по обучению пожилых компьютерной грамотности, пользованию Интернетом. Нельзя останавливаться в личном развитии. Это же известная вещь: занятые умственным трудом живут дольше. Если есть интересное занятие, не будет ощущения, что занимаешь чужую жилплощадь и становишься обузой для внуков и детей. В США люди пенсионного возраста идут получать другую профессию, становятся волонтёрами. В восточных культурах пожилых людей включают в общественную жизнь через статусы старост и старейшин. Важно отношение к старшим - не исключающее, а уважительное. В России человек старше 60 воспринимается как старый, пожилой. На Западе дама 70 лет не бабушка, а женщина.
Кто защитит стариков?
За 3 года в стране планируют создать систему долговременного ухода за пожилыми и инвалидами.
Дожили до 80
А пока, увы, 70-80-летние - самая незащищённая часть населения. К 80-летней бабушке неохотно едет «скорая». Стариков стараются не класть в больницу: не дай бог, бабулечка в палате умрёт - подпортит больничную статистику. Соцработников на всех не хватает. Да и лечить пациентов старше 70, как подсчитали эксперты, в 7 раз дороже, чем людей до 65 лет.
«30-50 лет назад тема ухода за людьми старшего возраста не стояла в нашей стране так остро, - сообщила вице-премьер Ольга Голодец на недавнем заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ. - Каждый год мы отмечаем рост продолжительности жизни. В 2013 г. преодолели порог в 70 лет. Это было значимо для нашей страны. Потому что 70 лет во всей международной статистике отделяет страны одного качества жизни от стран другого качества жизни. Таких стран в мире всего 55. На сегодняшний день продолжительность жизни в России достигла 72,5 года. Число лиц старше 70 лет составляет в РФ 13 млн 370 тыс. человек. И мы понимаем, что часть этих людей требует дополнительного ухода. Уход за людьми старшего возраста - это не только доброта и внимание, это серьёзная профессия. От профессионализма тех, кто занят в этой сфере, зависит активное долголетие человека, насколько долго он будет сохранять свои ментальные и физические способности и насколько счастливо проживёт свой «золотой век».
«По индексу «активного долголетия» Россия занимает 19-е место из 29 стран, - отметила руководитель секции совета «Старшее поколение», директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко Мария Морозова. - Самой слабой позицией оказалась «независимая, здоровая и безопасная жизнь». Сегодня в среднем европейские страны тратят 1,5% ВВП только на долговременный уход. В России пока 0,2%. Долго жить - это дорого, но, если мы хотим сохранить себя людьми, нужно учиться это делать».
Одна медсестра на этаж
Реально ли превратить наших немощных стариков в счастливых европейских пенсионеров, которые и в 70 лет активно путешествуют по миру, участвуют в общественной жизни? Теоретически да. Ведь подобные технологии существуют. Есть специальная наука - гериатрия, которая занимается изучением болезней и их профилактикой в преклонном возрасте. В нашей стране гериатрическая помощь только начинает развиваться. Разрабатывается профстандарт врача-гериатра, подготовлены клинические рекомендации по оказанию такой помощи, определён механизм, как сделать её доступной всем нуждающимся. «Рекомендовано, чтобы врачи в поликлиниках, работающие на участках, где более 40% пожилого населения, проходили повышение квалификации по профилю «гериатрия», а в штатное расписание дополнительно вводилась должность медсестры по специальности «гериатрия», - рассказал замминистра здравоохранения Сергей Краевой. - При этом терапевты и врачи общей практики при необходимости должны направлять пожилых пациентов в гериатрические центры (таких в стране пока 23) либо в Федеральный научный центр геронтологии и гериатрии на базе РНИМУ им. Пирогова», - добавил чиновник. Однако для большинства пенсионеров такая забота пока остаётся несбыточной мечтой.
«Да, есть высокое качество операции, но нет послеоперационного выхаживания. И это делает сложную операцию бессмысленной, - перечисляет нерешённые проблемы директор благотворительного фонда помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость» Елизавета Олескина. - Например, после операции по поводу перелома шейки бедра пациента на следующий же день выписывают домой, где он вскоре умирает без профессионального ухода. Непонятно, зачем тогда вкладывали огромные деньги? Доказать, что у тебя заболевание, при котором тебе прописаны бесплатно подгузники, сложно. Сейчас идёт повышение зарплат младшему медперсоналу. Это замечательно, но так как количество денег у медучреждения не изменилось, администрация сокращает людей, чтобы на сэкономленные деньги повысить зарплаты оставшимся. В итоге одна младшая медсестра, она же санитарка, вынуждена ухаживать уже за целым этажом пожилых людей».
Интернат или тюрьма?
Но, пожалуй, наихудшая участь сегодня ждёт тех стариков, которые оказались в домах престарелых и психоневрологических интернатах. Какие бы обещания и заявления ни делались после очередной трагедии, обветшавшие здания всё равно горят, а люди гибнут. 15 сентября в доме престарелых города Пучеж Ивановской обл. в результате пожара погибли двое. Такие случаи постоянны.
Десятилетиями не меняется коридорная система проживания, унижающая человеческое достоинство беспомощных стариков. «Мы сейчас не имеем ни архитектурных норм для строительства малокомплектных учреждений, ни типовых проектов», - поделилась наболевшим член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при Правительстве РФ Елена Клочко.
Нет недорогой удобной отечественной мебели, например, функциональных кроватей с противопролежневыми матрасами, прочего оборудования для специализированных учреждений для стариков, а импортные госучреждению не по карману. Нет стандартов ухода за пожилыми, какие существуют во всём мире. Эти стандарты О. Голодец поручила разработать в течение двух месяцев Минтруду совместно с Минздравом.
Сдвинуть дело с мёртвой точки будет нелегко. Но это необходимо. Да, качественный долговременный уход за пожилыми - это дорого. Где взять деньги? «Уметь перераспределять ресурсы, - уверена член совета, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» Нюта Федермессер. - Необязательно стационар, а помощь на дому, социальное сопровождение, сиделки высвобождают гигантские деньги из средств федерального бюджета. В конечном итоге отлаженная система ухода сэкономит государственные деньги. Если человек не получает помощь, то как минимум один член семьи выбывает из активной жизни, не работает и ухаживает за родственником. Так вот, было подсчитано: если мы оказываем полноценную помощь 600 тыс. нуждающихся, то за год страна экономит 121 млрд рублей. Эта цифра включает недополученную заработную плату, недополученные платежи и излишние выплаты, недопроизведённую продукцию ВВП и т. д.».
Как на уровне лучших мировых стандартов помогать пожилым, наши чиновники теперь знают. Не только теоретически, но и практически. В июне в подмосковной Малаховке открылся современнейший 5-звёздочный центр по уходу за пожилыми людьми, построенный в рамках частно-государственного партнёрства (на средства частной компании и правительства Московской области). Уникальный не только для России, но и для всей Восточной Европы, на уровне топовых учреждений Израиля и Франции. Вместо палат - роскошные апартаменты. Управляемые пультом кровати, которые могут превращаться в кресла. Сенсорные прикроватные коврики, сигнализирующие персоналу, что их подопечный встал. Вместо задёрганных санитарок - медсёстры, профессиональные сиделки и даже психолог-аниматор. Есть фитнес-зал, салон красоты, парк с фонтаном и тренажёрами. Одна печаль: из 140 мест только 28 будут распределяться очередникам соцслужбой региона. Для остальных один день проживания стоит от 6 тыс. рублей - почти как вся ежемесячная пенсия.
По приблизительным подсчётам, в ближайшее время в помощи в специализированных учреждениях будут нуждаться 600 тыс. человек, ещё 3 млн - в помощи на дому.
Свежие комментарии