Тропа Хо Ши Мина. Вьетнамская дорога жизни: две операции 1970 года
11 сентября 1970 года, Дак То, Вьетнам. Боевая группа грузится на вертолёты, операция Tailwind, реальное фото
В конце 1970 года в Лаосе было проведено две операции. Одна была разведывательным рейдом. Вторая – очередной попыткой пресечь поставки по «Тропе».
В обеих применялись местные силы. Но вот в остальном сходство заканчивалось. Зато по итогам конца 1970 года у американцев окончательно оформилась идея относительно того, куда же им двигаться дальше и почему именно так.
«Попутный ветер» для боевой группы «Топор»
Американцы не могли открыто применять свои войска в Лаосе. Они могли вести там разведку и поддерживать другие, неамериканские силы. Их специально созданная для работы на «Тропе» группа спецвойск MACV-SOG регулярно проводила там разведывательные операции и наводила удары авиации. Однако для американских операций, в которых требовалось бы отправить в бой американских солдат, Лаос был закрыт.
Тем не менее, конец 1970 года ознаменовался отступлением от этого правила, не первым, но одним из очень небольшого количества таких отступлений. Вопреки обычной практике, американцы запланировали разведывательный рейд против вьетнамских сил в Лаосе, который предусматривал их непосредственную атаку. Операция получила кодовое название «Попутный ветер» (Tail wind).
Чтобы снизить политические риски, американцы привлекли к операции так называемую боевую группу «Топор» (Hatchet force). Этот отряд, являвшийся частью MACV-SOG, с самого начала операций на «Тропе» изначально состоял из военнослужащих южновьетнамской армии и американцев, но позже его основой стали добровольцы из группы народностей тхыонги, обитатели горных районов Южной части Вьетнама. Тхыонги были и остаются дискриминируемым меньшинством. Единственными, кто мог гарантировать этой группе народностей какие-то права и защиту, были американцы. И они это делали, мешая по возможности южновьетнамским властям вести политику ассимиляции, и защищая от повстанцев-коммунистов, которые, видя в тхыонгах не только этнически чуждый элемент, но и приспешников США (а ранее французов), в средствах по отношению к ним не стеснялись.
США вели подготовку тхыонгов и с успехом использовали их для боёв в джунглях и разведки. Так что, когда было принято решение о проведении рейда, именно тхыонги стали основой боевой группы, которая должна была забрасываться в Лаос. Организационно они входили в состав роты «Б», полностью набранной из тхыонгов.
Тхыонг-новобранец, 1966 год
Американцы со своими подопечными-тхыонгами
Группу возглавил капитан Юджин Мак-Карли. В её состав вместе с ним входило 16 американцев и 110 тхыонгов, имевших спецподготовку и боевой опыт. Точка проведения операции находилась далеко за пределами той зоны, в которой американский спецназ мог действовать хотя бы просто в целях разведки.
Однако американцы имели сведения о том, что в интересующем их районе находится важный вьетнамский бункер, используемый в том числе как командный. И желание реализовать развединформацию превысило риск.
Район, куда нужно было выдвигаться находился на платов Боловэн, на восток от Тхатенга, недалеко от пересечения дорог.
Район проведения операции
11 сентября над вьетнамским Дак То был слышен рёв вертолётов. Из-за того, что заброска спецгрупп выполнялась на большую дальность, пришлось использовать редкие в тех краях CH-53. Опасность от огня с земли должны были взять на себя АН-1 Cobra, которые ранее в Лаосе тоже не применялись. Вскоре после взлёта группа пересекла границу воздушного пространства Вьетнама и взяла курс на Плато Боловэн.
CH-53 во Вьетнаме
АН-1 во Вьетнаме
Операция развивалась тяжело. Три «Стэллиона» под прикрытием четвёрки «Кобр» каждый высадили три взводных боевых группы в назначенном районе. Вертолёты улетели, а спецотряды аккуратно двинулись через джунгли, к той цели, район местонахождения которой они знали лишь примерно. 12 сентября отряд напоролся на вьетнамскую пехоту. Завязался встречный бой. Силы были примерно равными. Сразу же появились раненые. Тем не менее, для американцев это было символом того, что они попали куда надо, и операция продолжилась.
Утром 13 сентября спецотряд был у вьетнамского лагеря. В ходе жестокого лобового штурма лагерь был захвачен.
Но в первый момент американцы ничего не нашли. Казалось, либо разведка ошиблась, приняв обыкновенный опорный пункт «Тропы» за важный командный центр, либо группа атаковала не тот объект. Но тхыонги вскоре нашли замаскированный ход вниз, под землю. И сразу выяснилось, что разведка не ошиблась, это действительно был командный пункт, более того, чуть позже выяснилось, что этот командный центр управлял всей логистикой по лаосскому маршруту 165. Поэтому бункер и был так хорошо замаскирован: одна только глубина, на которой он был построен, составляла 12 метров.
Тхыонги быстро набили документами два больших ящика, и пришло время эвакуироваться. Теперь Мак-Карли надо было быстрее эвакуироваться, прилетевшие самолёты авианаведения сообщали примерно о батальоне вьетнамцев непосредственно вблизи лагеря.
Мак-Карли имел план эвакуации, который по его представлению не дал бы вьетнамцам уничтожить всю группу из-за какой-нибудь случайности. Он выбрал три посадочных площадки, с которых группа должна была эвакуироваться повзводно. Предполагалось, что вьетнамцев не хватит на то, чтобы перебить всех одновременно; уж если они накроют площадку, то одну. Но сначала надо было оторваться от них, а это было непросто.
Следующие сутки были для группы кошмаром: вьетнамцы не собирались ни отходить, не выпускать спецотряд с такой ценной информацией. Американцам пришлось вести ночной бой с вьетнамской пехотой, без возможности отхода.
Группе удалось продержаться, но к 14 сентября это уже была группа из почти поголовно раненых, имевших минимум боеприпасов измученных непрерывными трехдневными боями людей, многие из которых от ранений не могли ходить.
Тем не менее, в решающий момент группе удалось задуманное. Разделившись на три взвода, американцы и их союзники вышли к посадочным площадкам точно вовремя. К этому моменту появились вертолёты. Все посадочные площадки были под огнём и экипажам вертолётов пришлось буквально залить все заросли вокруг слезоточивым газом, и только под его прикрытием удалось принять диверсантов на борт и взлететь. Но даже при этом последние вертолёты взлетали под обстрелом, который вьетнамская пехота вела с расстояния в десятки метров. Все машины были повреждены, а многие члены экипажей ранены.
Вскоре после взлёта два вертолёта со спецназом последовательно попали под огонь тяжелых пулемётов и были сбиты. Но живучесть огромных машин выручила. Обе машины совершили вынужденные посадки в джунглях, спасшихся американцев через некоторое время подобрали другие вертолёты.
14 сентября спецгруппа вернулась во Вьетнам, успешно доставив важную развединформацию о том, что происходит на тропе. Американцы заявили потом, что ими был убит 54 военнослужащий вьетнамской армии. Сама группа по возвращении имела, по разным оценкам, около 70 раненых и 3 убитых.
Надо отметить, что такая статистика имела место не сама по себе, а в силу личной воли отдельного человека – медика группы сержанта Гарри Роуза. Роуз в ходе операции несколько раз вытаскивал раненых из-под огня, много раз вступал лично в ближний бой, чтобы не дать вьетнамцам захватить раненого, будучи неоднократно ранен сам, не оказывал себе медпомощь до тех пор, пока не заканчивал с первой помощью другим раненым, сам вёл бой как солдат, когда не надо было оказывать никому медицинскую помощь. Он был в последнем вертолёте, который поднялся уже из-под огня солдат ВНА и он, уже будучи несколько раз ранен, в ходе взлёта вел перестрелку с вьетнамцами с открытой рампы вертолёта.
Вскоре вертолёт был сбит, а один из морских пехотинцев-пулемётчиков был тяжело ранен той же очередью с земли, которая повредила машину. Роуз приступил к оказанию первой помощи ещё в воздухе и сделал всё от него зависящее, чтобы стрелок пережил жёсткую посадку. Затем Роуз несколько раз залезал в горящий вертолёт, вытаскивая неспособных двигаться солдат.
Надо полагать, без этого человека количество убитых в ходе операции было бы выше в разы. Роуз благополучно пережил войну, был награждён и ушёл в отставку в капитанском звании.
Роуз (в центре) сразу после возвращения с операции, фото сделано 14 сентября 1970 года
Роуз после присвоения лейтенантского звания
Операция «Попутный ветер», таким образом, закончилась успехом, хоть и не обошлась без потерь.
Существует одно «тёмное пятно», связанное с этой операцией, а именно подробности применения газа, благодаря которому американцам и тхыонгам удалось в последние секунды эвакуироваться из-под обстрела.
В 1998 году CNN и журнал «Time» совместно выпустили в телевизионном и печатном формате репортажи, утверждавшие, что тогда, в Лаосе, солдаты эвакуировались не под прикрытием слезоточивого газа, а под прикрытием газа «зарин». Якобы именно этим был обусловлен успех операции. Журналисты опросили участников операции, и те ответы, которые они получили, намекали, что со слезоточивым газом всё действительно нечисто: так, один из командиров взводов, Роберт ван Бёскирк, жаловался, что, когда до его людей донесло газ ветром, несколько из них забились в конвульсиях. Правда, никто не умер. Кроме того, личный состав имел потом проблемы со здоровьем, не обусловленные ни перенесёнными ранами, ни тем, к каким последствиям реально может привести поражение человека слезоточивым газом (западная маркировка CS).
Но развития скандал не получил: Пентагону удалось продавить официальную точку зрения о том, что это был просто слезоточивый газ. Надо сказать, что, с одной стороны, идея о применении зарина выглядит странной: это было несвойственно американцам, и войска явным образом не были готовы к химической войне.
С другой стороны, показания ван Бёскирка надо бы как-то объяснить, как и последствия для здоровья многих бойцов, а ещё стоило бы объяснить, как вьетнамцы, которые вели по взлетающим вертолётам массированный автоматический огонь с расстояния 50-60 метров, то есть с пистолетной дистанции, в итоге их всё-таки упустили. Стрелять они умели. Что помешало?
Ответы, видимо, никем даны не будут.
Гранаты со слезоточивым газом массово применялись с вертолётов армией США во Вьетнаме и вокруг
Операция «Попутный ветер» хорошо показывает то, с каким противником ВНА пришлось бы иметь дело на «Тропе», имей США возможность действовать в Лаосе открыто. Но против них действовал другой противник.
Второе нападение на Чипоне
Подразделение ЦРУ в Саваннакете, изучая провал прошлого набега на Чипоне, не нашло ничего лучше, чем снова устроить такой же набег туда же, просто большими силами. Теперь операция должна была проводиться шестью местными батальонами. По плану операции предполагалось, что одна трёхбатальонная колонна встретится с другой непосредственно перед атакуемым логистическим центром ВНА и затем, в ходе совместной атаки, база вьетнамцев будет уничтожена.
Район проведения операции
19 октября 1970 года батальоны выдвинулись к цели. Первая колонна вышла из Муанг Фалан, имея приказ захватить удерживаемую вьетнамцами и «Патет Лао» деревушку Муанг Файн, рядом с Чепоне. Вторая колонна, тоже из трёх батальонов, двинулась в сторону вьетнамских опорных и логистических пунктов на восток от Чепоне.
Первая колонна сразу же столкнулась с дезертирством: один из командиров батальонов не успел на операцию, потому что развлекался со своей 17-летней невестой. Дойдя до Муанг Файн, три батальона потоптались на её окраине и после вялой перестрелки с противником ушли. На этом операция для них закончилась.
Вторая колонна дошла до цели и вступила в бой. Через несколько дней после начала выдвижения колонна уничтожила слабо охраняемый вьетнамский автопарк, предав огню десятки грузовиков и массу запасных частей и оборудования для ремонта. Затем колонна продолжила выдвижение к Чепоне.
1 ноября колонна попала в засаду ВНА, которая, силами до батальона, начала перемалывать подготовленных ЦРУ боевиков. Вызванные самолёты авианаведения столкнулись с отличной маскировкой противника и сильным огнём с земли. На этот раз вьетнамцы не собирались просто сидеть под бомбами, да и их коммуникации были рядом. В итоге у роялистов в решающий момент просто не оказалось воздушной поддержки, вообще никакой. Более того, из-за мощного огня с земли оказался невозможным и вывоз раненых, который американцы, как правило, обеспечивали для своих подопечных.
4 и 5 ноября в дело всё же вступила авиация США, нанося удары перед самым передним краем роялистов. Под прикрытием этих атак вертолётчикам «Эйр Америка» удалось с пятой попытки вытащить всех раненых из роялистских батальонов. Освободившись от раненых, роялисты сбежали через джунгли, оторвавшись от противника.
Потери вьетнамцев американские источники оценивают как «тяжёлые», но цифр не приводят, и, по правде говоря, за исключением полуслепых ударов с воздуха, которые наносили ВВС США, не имевшие точной информации о нахождении противника, непонятно, с чего бы им быть тяжелыми.
Вскоре роялистские войска, участвовавшие в операции, попали под удар вьетнамцев в окрестностях г. Паксе и понесли там большие потери, приписав себе, впрочем, сотни убитых солдат противника.
Было очевидно, что ЦРУ просто не справляется с войной в Лаосе. На фоне тех сил, которые агентство готовило, разные племенные отряды, которые во Вьетнаме тренировала Армия США, были просто образцом боеспособности, особенно тогда, когда с ними вместе воевали сами американцы.
Между тем подходил 1971-й год.
США уже к тому времени взяли курс на «вьетнамизацию». Теперь его следовало резко углубить по политическим причинам. У Никсона в следующем году должны были быть выборы. 71-й год был годом, когда нужно было «закрыть» вопросы, связанные со способностью южновьетнамского режима драться самостоятельно. А для этого нужно было подорвать силы повстанцев на юге Вьетнама. А для этого сделать что-то наконец-то с «Тропой». В Вашингтоне понимали, что это «что-то» не сможет сделать ЦРУ, хотя обязанности по ведению тайной войны в Лаосе с них никто не снимал.
Это должны были быть другие силы, и действовать они должны были иначе.
- Автор:
- Александр Тимохин
- Использованы фотографии:
- U.S. Army, Wikipedia commons
Свежие комментарии