Россияне, если судить по соцопросам и соцсетям очень недовольны своими депутатами. Хотя какие они свои? Они чьи угодно, но только не народные, несмотря на то, что выбраны демократическим путем по многопартийной системе. В свете этого полезно будет понять об отличиях буржуазной демократии от советской, где депутаты были народными не только по названию, но и по сути и происхождению.
Поможет нам в этом очередной вопрос-ответ из книги "СССР. 100 вопросов и ответов".«В одной из ваших брошюр утверждается, что государством в СССР управляют рабочие и крестьяне. Значит ли это, что вы отрицаете роль профессиональных парламентариев?»
— Действительно, основную массу депутатов Советов у нас составляют представители рабочих и крестьян. Они осуществляют депутатские полномочия, не порывая со своей производственной деятельностью и безвозмездно.
Такая система нам более подходит. Почему? Потому что она позволяет в максимально полной мере обеспечить проведение демократических принципов в управлении государством, в решении всех важнейших государственных дел. Она гарантирует избирателям, делегировавшим путем выборов своего представителя в органы власти, постоянный контроль за его деятельностью, за тем, как он выполняет те их наказы, которые были ему даны в период избирательной кампании и которые он обязан выполнить.
Не менее существенным с точки зрения демократизма органов государственной власти является то, что депутатами избираются действительно подлинные представители трудящихся, широких народных масс.
Что же касается профессиональных парламентариев, то опыт буржуазных государств показывает, что они являются, как правило, представителями состоятельной части общества, а не трудовых слоев.
Такую систему мы отрицаем.
Тут может возникнуть вопрос: «А каким же образом непрофессиональный парламентарий может профессионально решать важнейшие государственные дела? Достанет ли у него знаний и опыта, если значительную часть своего времени он проводит, допустим, у станка или в поле?»
Вопрос резонный. Но дело в том, что при отборе кандидатов в депутаты большие коллективы, их выдвигающие, тщательно взвешивают деловые, политические, нравственные качества возможных кандидатов, учитывают их опыт работы в партии, в профсоюзах, в Советах на более низких уровнях, их организаторские способности. И, как правило, кандидатами, а затем и депутатами становятся те, кто соответствует этим требованиям. Такие люди, конечно, оказываются способными решать большие государственные вопросы.
Но и это не все. Депутатам предоставлены широчайшие возможности консультироваться у юристов, экономистов, статистиков и других специалистов. И потому при разработке законопроектов они могут прояснить для себя любые вопросы, если таковые у них возникают.
На время выполнения ими своих функций депутаты освобождаются от работы, с сохранением заработка, они пользуются в таких случаях бесплатным проездом на всех видах транспорта. Разумеется, им гарантирована законом неприкосновенность.
«Вы пишете, что депутат, нарушивший взятые на себя предвыборные обязательства, может быть отозван и заменен другим. Значит ли это, что депутат, будучи избранным, не становится «представителем нации», независимым от своих избирателей?»
— Частично на этот вопрос мы уже ответили. Да, действительно, у нас в стране депутат, будучи избранным, не становится независимым от своих избирателей. Он не может поступать вопреки их воле.
Наша система представительства отвергает концепцию, согласно которой депутат может игнорировать мнение избирателей, если оно, по его представлению, не соответствует их интересам.
Мы считаем, что депутат должен быть ответствен перед избирателями и им подотчетен. Коллективное мнение избирателей — это выражение их насущных нужд и потребностей. Избиратели направляют своего представителя в органы власти для того, чтобы он был проводником их воли и выполнял их наказы, как того требует демократическое правление, основанное на подлинном демократическом представительстве.
Сущность социалистической демократии состоит в том, чтобы привлечь как можно больше людей к управлению государством, а это, естественно, предполагает их право не только избирать своих представителей в органы власти, но и активно сотрудничать с ними в решении больших и малых задач, контролировать их деятельность.
Ежегодно практически все депутаты выступают перед своими избирателями с отчетами о работе своего Совета и о выполнении наказов. Если же депутат не оправдывает ожиданий избирателей, не выполняет своих обязательств перед ними, его отзывают и назначают новые выборы. Подобные случаи бывают. За последние 10 лет из Советов всех уровней избиратели отозвали более 4 тысяч депутатов.
Свежие комментарии