Экстремизм скинхедов как порождение реформ 90-х годов в России
Скинхеды в России — явление фактически неизученное, хотя о них много говорят, пишут и выносят самые разные суждения. Большинство нераскрытых преступлений против нерусских в общественном сознании связывается именно с бритоголовыми.
Однако те, кого время от времени следствие уличает в разжигании всяческой розни, как правило, никакого отношения не имеют к организациям и сообществам.
Они оказываются просто хулиганами, бандитами, убийцами или сумасшедшими. Общественность выражает свою обеспокоенность тем, что суды отказываются видеть в хулиганстве ксенофобскую составляющую, а между тем мусульман, кавказцев, негров и просто иностранцев продолжают убивать.
Миф о скинхедах укрепляется. Скинхеды — пример субкультуры, которая достаточно сильно изменилась со временем и довольно далеко ушла от своих корней. При этом общество воспринимает членов этой субкультуры стереотипно и прямолинейно. В российских СМИ слова «скинхед» и «неонацист» часто употребляют в одной связке.
Мало кто всерьез интересуется историей скинхедского движения.
Первые скинхеды появились в Англии осенью 1968 года. Это были суровые парни, в равной степени ненавидящие и молодых буржуйских мажоров, и расслабленных наркоманов – хиппи. Крепкие кулаки и накаченные бицепсы составили основу субкультуры детей из бедных предместий, сыновей рабочего класса, неуклонно пополняющих армию безработных. Первое скин-поколение слушало skaв пику хипповому регги, надевало свободные костюмные пиджаки и значки запрещенных партий.
В 1969 году в портовом лондонском кабаке вспыхнула драка между первыми скинхедами и морскими пехотинцами. Первый бой для бритоголовых закончился большими потерями. После этого скины обрезали воротники, заузили брюки, сняли значки, а ноги обули в тяжелые строительные ботинки. Так установился канон одежды скинхеда.
В этой одежде все было строго функционально, приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь, тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке, короткие куртки – «бомберы» без воротника, чтобы противнику не за что было ухватиться, бритая голова – чтобы враг не мог схватить за волосы.
Ничего лишнего: никаких очков, значков, сумок, погончиков, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо черных шнурков появились белые, как символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Так образовались скинхеды — молодые люди, которые решили бороться.
Отстаивать права рабочего человека. «Раз власть не может позаботиться о нас, мы сделаем это сами». Приезжие эмигранты не только отняли работу у коренных жителей, но и вели себя непристойно. Росло число грабежей, убийств, изнасилований, совершаемых эмигрантами.
В городских районах, которые заселяли негры и турки, белому человеку ходить было опасно, особенно ночью. Могли запросто ограбить или убить. Отряды бритоголовых стали навещать эти районы. Иногда мелкие драки превращались в кровавые побоища, в погромы, с обилием убитых и раненых.
Появилась идеология «White Power» — Белая Сила, которая должна сохранить расовое равновесие не только в Европе, но и во всем мире. Скинхеды не призывают к уничтожению других рас, они просто говорят, что у каждого свой дом, своя Родина, земля предков. С середины 70-х годов в Великобритании активизировались националисты. Национальный фронт устраивал различные уличные шествия, перераставшие в драки с азиатами, африканцами и выходцами из Вест-Индии.
На фоне экономического кризиса скины ожесточились. Их музыка стала более дикой. Они начали заполнять футбольные стадионы, устраивая грандиозные драки. Ради эпатажа некоторые из них стали заявлять о своих нацистских и фашистских взглядах.
Для фашистов из «Европейского Национального Фронта» не составило большого труда политически направить это насилие в провокацию. Подъем фашистских партий в Европе и в частности во Франции привел к тому, что скинхеды стали появляться на демонстрациях «Национального Фронта». Впервые это произошло в 1984 году. В Германии и Скандинавии скинхеды формировали маленькие, крайне экстремистские группировки неонацистского толка.
Вокруг музыкальной группы «Screwdriver» в Англии образуется сеть фашистских группировок «Кровь и Честь». Они политизируют музыку, придавая ей нацистский характер, и создают так называемый «Рок против коммунизма». Этот антикоммунизм был лишь поводом для проявления жестокости по отношению ко всем, кто с ними не согласен.
К началу 90-х годов в Европе и в мире сформировались 4 основные группы скинхедов:
- «Красные бритоголовые»;
- «Бритоголовые антифашисты»;
- «Красные скинхеды – анархисты»;
- « Аполитичные бритоголовые».
Наци-скинхеды сразу же отметились нападениями на некоренных жителей Великобритании, и в результате СМИ стали считать абсолютно всех скинхедов неонацистами, а слова «скинхеды» и «неонацисты» стали употребляться как синонимы.
Что касается идеологии и субкультуры, то скинхедовское течение — это вполне самодостаточная и замкнутая структура. Особенно следует отметить тот факт, что исследователи этой субкультуры бритоголовых никогда не называют неформалами (в отличие от панков или металлистов).
Они обладают довольно прочной идеологией, а это уже далеко не «неформальность». Такие понятия как «расизм», «национализм» уже основаны на групповом сплочении, основанном на осознании себя представителем конкретной расы и нации. Именно это объединяет скинхедов, формирует их воззрение и специфику их деятельности. Благодаря идеологии некоторые скины образуют достаточно большие группы, существующие значительный период времени.
Первые бритоголовые в России появились в начале 90-х годов. В 1993-1994 гг. их численность достигла 150-200 человек. Их деятельность стала влиять на криминальные сводки столицы. Праворадикальные идеи их пришлись ко двору на фоне общего беспредела в стране, непоследовательных реформ, обнищания народа и чеченской войны.
Скинхеды в России – продукт не национальных, а социальных изменений. Это особенно хорошо видно из того факта, что банды скинхедов возникли именно в крупных и наиболее развитых городах — там, где сосредоточены основные богатства и где особенно заметно социальное расслоение.
Подростки из бедных семей, глядя на внезапно разбогатевших чиновников и уголовников — «новых русских», — завидовали им и ненавидели их, но трогать боялись (у «новых русских» — кругом охрана) и направляли свою ненависть на более доступный объект – «инородцев». В небольших рабочих городках, построенных обычно вокруг одного-двух крупных промышленных предприятий и испытывающих жесточайший кризис в связи с разорением этих предприятий, скинхедов не было и нет.
Существует скин-пресса: журналы «Под ноль», «Белое сопротивление», «Отвертка», «Стог», «Я — белый» и другие. Есть рассчитанные на скинов специальные ультраправые сайты в Интернете. Большинство скинов объединено в маленькие банды по месту жительства или учебы (процентов на 80 скины — это старшеклассники, учащиеся ПТУ или безработные), которые, строго говоря, не являются политическими организациями.
Некоторые праворадикальные и фашистские партии и организации смотрят на скинхедов как на свой резерв и «социальную базу». В России наци-скины чувствуют себя уверенно и безнаказанно. Власти и пресса долгое время старались не замечать скинхедского террора, называя их выходки и расистское насилие рядовым хулиганством. Более того, власти с наци-скинами не борются. Нет и антискинхедской пропаганды. Правительственное телевидение клеймило в последние годы американцев, шахтеров, коммунистов, ваххабитов — кого угодно, только не фашиствующих бритоголовых.
А в российских школах, откуда воспитательная работа изгнана Министерством образования как «наследие коммунистического тоталитаризма», скины медленно, но верно превращаются в живую легенду и местных героев. У российских скинхедов есть и своя иерархия.
Самая многочисленная группа – «малолетки» — это подростки 12-14 лет, которые еще толком не знают, что такое быть настоящим бритоголовым, но уже нахватались нацистских и расистских лозунгов, уяснили их основные нормы поведения.
Чаще всего это происходит при прямом подражании более старшим и более опытным товарищам. «Молодняк» — подростки 14 — 16 лет – активно участвующие во всевозможных неонацистских митингах, собирающиеся в большие регулярные группы. «Старшаки» — эта категория помимо участия в митингах, обладает твердой, достаточно прочно сложившейся политической ориентацией, умеет качественно вести агитационную работу.
«Старые скинхеды» — основное ядро скин-движения, они его формируют и сплачивают. «Модники» держатся отдельно и обособленно, носят атрибутику, полностью аполитичны и инертны. Категория «модников» составляет наиболее значительную часть скин-движения, особенно в период его наибольшей субкультурной популярности.
В России скинхеды ведут себя не так, как положено обычному неформальному молодежному объединению. Особенно хорошо это заметно в самых крупных городах России — Москве и Санкт-Петербурге. Они собираются в определенных местах, ходят на музыкальные концерты и праздники, носят специальную атрибутику. Однако не всех участников скин-движения удовлетворяет безобидное существование в виде неформального контркультурного течения.
Нынешняя нестабильная ситуация, сложившаяся в России, резко политизировала большинство российских бритоголовых. Из контркультурного неформального течения, проникнутого духом агрессии и эпатажа, оно постепенно превратилось в неорганизованное молодежное политическое движение неонацистского толка.
В отличие от других неформальных молодежных течений и групп движение российских скинхедов является самым жестким, агрессивным и криминализированным среди прочих групп неформалов. Бритоголовые постоянно устраивают стычки, конфликты, столкновения, причем большинство противоправных действий совершается на основе расистских идей и неонацистской идеологии.
Все это особенно актуально в настоящий момент, когда национальные и расовые конфликты на территории России, а также противостояние отдельных народностей достигли рекордно высокой отметки.
Базовая идеология среднестатистического участника скинхедского движения — это безудержная агрессия ко всему тому, что выходит за границы узкого мирка группы и того, что остается за гранью понимания сознания примитивной, экстремистски настроенной, не окультуренной молодежи.
В их идеологии присутствует крайняя форма расизма, проявляющаяся в открытом выражении неприязни и ненависти по расово-национальному признаку, как путем лозунгов, призывов, надписей, рисунков, символики, так и путем прямых действий, стычек, столкновений, массовых драк, акций устрашения. Все эти действия направлены в отношении негроидных и азиатских рас.
У определенной части скинхедов господствуют антисемитские и антикавказские настроения, присутствует желание применения крайних форм геноцида, особенно сильно выраженные в отношении лиц «кавказской национальности». Иногда могут произноситься угрозы в адрес жителей Средней Азии. Имеет место агрессивная ксенофобия (неприязнь к иностранцам), главным образом по расовому признаку, особенно к иностранцам — иммигрантам. Агрессивная ксенофобия выражается в оскорблениях и насильственных действиях.
Все это мотивируется тем, что засилье иммигрантов растет , а свои граждане становятся лишними. Главное в их идеологии — это национализм, национал-расизм, превозношение белой расы, стоящей выше других.
Скины активно выступают против неконтролируемой волны «не русских» нелегальных эмигрантов, как из стран, сопредельных с Россией, так и из многих субъектов самой Российской Федерации. Также они являются противниками смешанных, интернациональных браков между людьми, принадлежащими к разным расам.
У российских бритоголовых этот принцип в первую очередь распространяется на русское население. Основополагающими критериями выступают национальность и цвет кожи. В массе своей скины являются сторонниками самых радикальных решений. В государстве, построенном по их принципу, должны беспощадно преследоваться и уничтожаться те, кто, по их мнению, является «человеческим мусором» — хронические наркоманы, педофилы и прочие, отличающиеся от нормальных людей личности.
У российских бритоголовых существует определенный набор «понятий» — правил поведения, которым они должны неукоснительно следовать. Они достаточно четко регламентируют, что можно, а что нельзя делать «настоящему бритоголовому», как ему поступать в той или иной ситуации. Эти правила поведения обычно не закрепляются письменно.
Настоящий скинхед не должен дружить с «инородцами», стараться не общаться с ними ни при каких обстоятельствах. Игнорировать любые попытки контактов со стороны индивида «не русской» национальности. При любом удобном случае высказывать ему свою ненависть и презрение. Настоящий бритоголовый должен по мере своих возможностей не допускать дружбы и общения между своими приятелями и «нерусским» населением.
Обращаться за помощью к инородцу разрешается только в случае самой крайней необходимости. Запрещается предлагать ему свою помощь, утешать и сочувствовать. При любом удобном случае настоящий скинхед должен проявлять агрессию по отношению к «инородцу».
Это может быть и избиение, и издевательства, и простое оскорбление. Допускается и нанесение так называемого «мелкого вреда» — поджога дверей, разбивания стекол, рисования лозунгов. Если бритоголовый видит драку, в которой участвуют скины, он должен присоединиться к ним, встав на их сторону, не выясняя причин драки. При любой удобной возможности бритоголовый должен помогать членам своей группы, а также дружественно настроенным неонацистам и национал-патриотам. Не последнюю роль в правилах поведения занимают вопросы мести.
В случае причинения существенного вреда какому-нибудь из бритоголовых его команда обязана явиться и отомстить обидчикам.
Если противник оказывается очень серьезным и многочисленным, то для проведения мести временно объединяются несколько команд бритоголовых. Как правило, скинхеды — это дети бывших высокооплачиваемых рабочих, инженеров, которых реформы 90-х годов превратили в челноков, ларечников, торговцев. Это дети людей, переживших психологическую драму и моральное унижение, переживающих частые депрессии.
У многих распались семьи. Во многих городах большинство фашистов — дети мелкой буржуазии. Они мыслят категориями семейного бизнеса, а национальная идея выражается в том, что инородцы являются потенциальными конкурентами. Точных данных о численности скинхедского движения и разных его политических группировок в России нет.
Сегодня считается, что численность праворадикальных скинхедов в России сократилась по сравнению с 1990-ми. В последние годы массовых акций и погромов не случалось, и СМИ успокоились и перестали публиковать пугающие цифры о возможном количестве националистов – скинхедов в стране. Сказывается и жесткая политика властей в отношении экстремизма: были закрыты несколько сайтов, признанных экстремистскими, вынесен ряд приговоров по статьям о разжигании межнациональной розни и преступлениям на почве межнациональной вражды.
Свежие комментарии