Часто авторитетные критики и киноманы, составляя списки лучших кинокартин, отдают предпочтение независимым фильмам, а не блокбастерам с дорогими спецэффектами. Всё дело в том, что режиссёры создают такие картины с целью художественной реализации, без финансовых ожиданий, чего нельзя сказать о коммерческих проектах крупных киностудий.
Бизнес сковывает творчество. Иначе говоря, как правило, независимое кино создают художники, а не машины. В них уникальный стиль и голос автора.1990-е годы – золотая эра независимого кино в Штатах. На этот период пришёлся огромный кинофестивальный и прокатный успех независимых фильмов, порой снятых с бюджетом менее 10 тысяч долларов. Некоторые из них стали культовыми.
Двадцатка независимых американских фильмов из самого сердца 90-х для киногурманов.
Мертвец / Dead Man (1995)
Этот чёрно-белый метафизический вестерн обязательно оценят поклонники таланта независимого режиссёра Джима Джармуша. Атмосферная экзистенциальная притча о духовном путешествии через лес со злодейской погоней и философскими размышлениями главных персонажей – раненого белолицего бухгалтера и индейца-изгоя. Вот только был ли это настоящий мир? Или загробная жизнь? Пища для размышлений обеспечена.
Счастье / Happiness (1998)
Режиссёр Тодд Солондз в этой чёрной комедии открыто исследует сексуальные девиации и фобии, а убедительные персонажи ему в этом помогают. Актёрский состав блестящий. В фильме полно забавных и неловких моментов, например, сцены мастурбации. Зрителям словно позволяют заглянуть в то потаённое, сокровенное и запретное, что скрывается в человеческой сущности. И ничего светлого и прекрасного мы там не увидим. Зато предельно честно и откровенно.
Англичанин / The Limey (1999)
Академия Рашмор / Rushmore (1998)
Этот фильм открыл миру актёра Джейсона Шварцмана, сыгравшего старшеклассника Макса Фишера, который заведует школьным театром, фехтовальной командой, астрономическим обществом и пчеловодами, поэтому не успевает с учёбой. Он должен срочно повысить успеваемость, чтобы не вылететь из школы. Но в самый неподходящий момент Макс влюбляется в самую неподходящую особу, за которую придётся соперничать с несчастным миллионером Херманом Блюмом (Билл Мюррей). В этом фильме Уэс Андерсон уже в полной мере проявил свой режиссёрский стиль, показав нам юного мечтателя, который ошибается, витает в фантазиях, взрослеет и держится с изяществом и очарованием человека, контролирующего мир вокруг себя.
Роковая восьмерка / Sydney (1996)
«Я хочу рассказать об этом. У меня в кадре будет сидеть старик и долго курить. И мне плевать, что это не модно», – сказал режиссёр о своём дебютном фильме «Роковая восьмёрка» (Hard Eight), который сначала назвал «Сидни» (Sydney).
Сидни зовут главного персонажа, которого сыграл Филип Бейкер Холл. Он знакомится с голодным парнем без гроша в кармане по имени Джон (Джон К. Рейли), угощает его кофе и учит, как зарабатывать в казино. Сидни можно принять за бескорыстного незнакомца, которому нравится всем помогать. Но возможно он переосмысливает своё прошлое, а его поступками движут скрытые мотивы. Второстепенных персонажей сыграли Гвинет Пэлтроу и Сэмюэл Л. Джексон.
Ведьма из Блэр: Курсовая с того света / The Blair Witch Project (1999)/ The Blair Witch Project (1999)
С точки зрения финансового успеха этот фильм обошёл все другие малобюджетные картины, собрав в прокате 248 639 099 $. Что ещё удивительнее финансового успеха, так это то, что многие представители общественности купились на слух, пущенный маркетологами фильма, что события произошли в действительности.
Немного о сюжете. Три студента приехали в небольшой городок снимать документалку о ведьме из Блэр. Они отправляются в лес, где согласно легенде находили жертв ведьмы, но с ними начинают происходить жуткие странности. Фильм снят в псевдодокументальном стиле, с подрагивающей камерой и леденящим ужасом в финальной сцене.
Клерки / Clerks (1994)
23-летний Кевин Смит продемонстрировал нам наглое лицо контркультуры 1990-х годов настолько открыто, что немногие инди-фильмы могли бы с ним сравниться. Два продавца – бакалейщик и его коллега из видеопроката – в перерывах между работой ведут дискуссии о сигаретах, «Звёздных войнах», сексуальных предпочтениях, правилах общения с покупателями. Но не только диалоги привлекут нас в этой картине. Одно действие постоянно сменяет другое – похороны бывшей одноклассницы, хоккей на крыше, выяснение отношений с бывшими и нынешними любовницами, дикий инцидент с трупом в туалете. Нелепых ситуаций в этом фильме с взбалмошными и бестолковыми героями, не нашедшими своё направление в жизни, предостаточно.
«Клерки» вышли в том же году, что и «Криминальное чтиво», ознаменовав приход новой эры американского кино.
Бартон Финк / Barton Fink (1991)
Критики очень высоко оценили эту работу братьев Коэн. «Бартон Финк» – оригинально преподнесённая история о талантливом драматурге, который взялся написать сценарий для Голливуда. Но работа не спорится у терзаемого муками творчества молодого человека, настроение которого ухудшается день ото дня. Этот фильм во многом предстает как метафора рая и ада, пестря сюрреалистическими образами.
Элитный буржуазный драматург, пытающийся писать для обычного человека, изображён как обладатель особого вида наглости, которой славились в 1940-х годах голливудские сценаристы. Но большая часть картины о том, что может произойти, когда один человек думает, что он умнее и талантливее всех остальных, и тем самым убеждён, что его мир – это всё, что имеет значение.
Быть Джоном Малковичем / Being John Malkovich (1999)
Фильм Спайка Джонза о невостребованном кукольнике Крейге Шварце, который, чтобы прокормить семью, начинает работать в странной компании. Здесь он обнаруживает портал, ведущий непосредственно в тело известного голливудского актёра Джона Малковича. Пройдя через маленькую дверцу можно оказаться в чужом разуме и взглянуть на мир глазами Малковича. Вместе с предприимчивой коллегой Крейг организовывает бизнес – за 200 долларов они проводят желающих в тело актёра на 15 минут. Люди, недовольные своей жизнью, выстраиваются в очередь, чтобы взглянуть на вещи чужими глазами. Это история о личности и контроле, о праве на самоопределение, о том, кто мы по отношению к другим.
Последнее соблазнение / The Last Seduction (1994)
Бриджет, блистательно сыгранная Линдой Фиорентино, – настоящая роковая женщина. Самоуверенная, расчётливая, обворожительная и опасная. Она бросает мужа, прихватив чемодан с деньгами, и скрывается в небольшом городке, где встречает свою новую жертву. «У многих людей есть тёмные стороны. У неё нет других сторон» – гласит слоган фильма. Именно благодаря героине этот криминальный триллер Джона Дала стал одним из самых эффектных фильмов в стиле неонуар 90-х годов.
Халявщик / Slacker (1991)
Ричард Линклейтер пренебрёг единой сюжетной линией настолько, что создаётся впечатление, будто фильм снят просто блуждающим оператором, который ходил по городу Остин в Техасе и направлял камеру на болтающих бездельников. Словно не было даже плана съёмок.
Первый действующий персонаж фильма – сам Линклатер. Его герой обсуждает сон. Далее персонажи сменяются один за другим, общаясь на всевозможные темы: терроризм, политическая ситуация в мире, путешествия, секс, Ницше... Это разговорное кино стало культовым и вдохновило Кевина Смита на создание «Клерков».
Бешеные псы / Reservoir Dogs (1992)
Лучшее и самое дикое инди-кино. Режиссёрский дебют Квентина Тарантино принёс ему первое признание у широкой публики и критиков. Особенно впечатляет в этой культовой картине сцена пыток, когда мистер Блондин (Майкл Мэдсен) пытается узнать у несчастного полицейского (Керк Бальц), кто предупредил ментов о готовящемся ограблении ювелирной лавки. Впрочем, прекрасно проработаны все персонажи, им не нужны никакие зрелища, чтобы удержать наше внимание.
Музыкант / El Mariachi (1992)
23-летний Роберт Родригес снял «Музыканта» за две недели, затратив всего 7000 долларов. Часть этой суммы он заработал, став подопытным в эксперименте по испытанию медикаментов для снижения холестерина. Фильм был далеко не консервативным. Режиссёр сам написал сценарий, в основе которого история о том, как жестокие мафиози принимают бедного музыканта за разыскиваемого киллера. Есть в этом фильме и экзотическая красавица и глубокомысленный финал.
Добро пожаловать в кукольный дом / Welcome to the Dollhouse (1995)
Драма-комедия о том, каково быть девочкой-подростком, когда родители всё внимание отдают младшей сестре, одноклассники издеваются, а понравившийся мальчик безнадёжно занят музыкой. Режиссёр Тодд Солондз постарался сбалансировать мрачные элементы фильма искренностью и душевностью, но в своём стиле изобразил циничный мир, где хорошие дети – неудачники и чудаки. Картина вызывает чувство сопереживания и поднимает темы, связанные с воспитанием детей.
Детки / Kids (1995)
В этой скандальной драме Ларри Кларк настолько смело показал нам жизнь детей 12-17 лет, что многих зрителей увиденное шокировало. С некоторыми персонажами режиссёр познакомился на улице. Фильм жестокий своей прямолинейной честностью в описании подростковых отношений, но непременно заслуживающий, чтобы его посмотрели и обсудили.
Умереть во имя / To Die For (1995)
Злой юмор, предательство, ложь и убийство – в таком порядке разворачивается история о прекрасной девушке, мечтающей стать звездой теленовостей. Николь Кидман исполнила главную роль в чёрной комедии Гаса Ван Сента, за что получила «Золотой глобус». Её героиня отчаянно жаждет славы и в своём стремлении идёт на всё. Ей удаётся стать ведущей прогноза погоды, но этого мало. А что если завести любовника-старшеклассника и подговорить того убрать мужа, который стоит на пути к мечте?
В погоне за Эми / Chasing Amy (1997)
Прекрасно принятая критиками драма-комедия Кевина Смита расскажет нам о Холдене, художнике комиксов из Нью-Йорка, который встречает девушку своей мечты. Она прекрасна, жизнерадостна, тоже рисует комиксы. И она лесбиянка. Холден влюбляется без памяти и не перестаёт за ней ухаживать, но друг и компаньон художника узнаёт подробности из бурного девичьего прошлого, которые потрясут Холдена. Особое внимание в фильме получил образ «лучшего друга», без которого не обходится большинство романтических фильмов.
Подозрительные лица / The Usual Suspects (1995)
Независимый неонуарный детектив Брайана Сингера вошёл в список 250 лучших фильмов по версии IMDb и в десятку самых значимых детективов в истории Голливуда, отобранных Американским институтом кино.
Эта запутанная история связана с загадочным гангстером по имени Кайзер, который через своего помощника заставляет группу преступников выполнить для него задание. Никто никогда не видел Кайзера и установлению его личности отведено ключевое место в этой картине. Но чем больше персонажи пытаются выяснить, кто он такой, тем больше запутываются и оказывается, что истина не в ответах, а в вопросах. Повествовательная структура сохраняет напряжённость до последнего ошеломляющего кадра.
Тусовщики / Swingers (1996)
Даг Лайман приглашает нас в общество молодых парней с совершенно разными характерами. Во время поездки в Вегас один соблазняет официантку, а второй не перестаёт грустить из-за неудавшихся отношений. Они общаются цитатами из любимых фильмов, под впечатлением от «Бешеных псов» спорят о преимуществах Скорсезе и Тарантино, делятся советами по общению с девушками, ходят в клубы и бары, а мы погружаемся в реалистично переданную атмосферу с прекрасной актёрской игрой и разножанровой музыкой. Простая, но удивительно душевная картина.
Преследование / Following (1998)
Свой полнометражный дебют Кристофер Нолан снял с бюджетом в 6000 долларов. Это неонуарный триллер о писателе, который будучи сильно стеснённым в средствах, начинает следить за незнакомцами на улице. Просто так, для вдохновения. Он устанавливает для себя правила за кем следить и как долго. Повторно следовать за одним и тем же человеком нельзя. Но однажды герой нарушает собственный распорядок, связывается с вором, которому начинает подражать, и знакомится с роковой блондинкой. Всё выходит из-под контроля.
Свежие комментарии