Мегастранная история с кучей пустых мест.
Недавно мы писали о том, каким злым и зубастым раньше было российское телевидение. Одним из главных магов медиапространства того времени был Иван Демидов – создатель шедевральных «Акул Пера» и «МузОбоза», культовый телеведущий (камео в «Брате-2» кому попало не дадут) и один из закадровых героев того самого «Взгляда».
Но всё это в девяностых. В XXI веке Демидов-телециник закончился навсегда. Зато родился Демидов-функционер.Сначала он делал религиозную программу на «Третьем канале», а в 2005 году создал православный телеканал «Спас» и подключился к движухам от «Единой России». В 2019 году, когда Иван Демидов стал директором парка «Зарядье», многие подумали, что это однофамилец известного ведущего. Разбираемся, что же произошло.
Почему Демидов так важен для русского ТВ?
Ключевой дисклеймер: никто не знает, когда именно наступил поворотный момент в жизни Ивана. В интернете мало релевантных интервью или какой-то другой информации. Но никто не мешает нам погадать на эту тему. Тем более, были хорошие предпосылки для смены вектора.
В девяностых Демидов был звездой. Главным образом за счёт «МузОбоза». Остроумный ведущий в неизменных тёмных очках напоминал Шварца из «Терминатора» и был не менее безжалостен в критике. Вот отрывок из интервью Демидова в 1995 году.
Другой важный момент – «секс-символ». Нужно понимать уровень популярности Демидова, который только возрос с выходом «Акул Пера». Вот что рассказывал об этом Отар Кушанашвили.
«Демидов досочинил мой образ. Он сказал мне, что если присовокупить к тупым вопросам русских журналистов мою витиеватую манеру с деепричастными оборотами, это спровоцирует эффект бомбы».
Иван следил за каждым аспектом передачи и говорил Отарику в ухо, чтобы он сел поразвязнее. Демидов предлагал задавать самые острые и бесстыжие вопросы как можно дольше. «Задавай вопрос не менее сорока секунд», – тоже фраза из воспоминаний Кушанашвили.
В нулевых у Ивана резко сломалась карьера
Как и все остальные проекты Демидова, этот был мегауспешным. Список его работ в девяностые практически полностью состоит из программ с верхних строчек телерейтингов. Тут и «Взгляд», и участие в создании компании «ВИД», и куча шоу о поп-культуре того времени.
С 2003-го он раскрылся как герой и создатель религиозных телешоу, а к развлекательному телевидению больше не подходил. Даже в поздних интервью (разумеется, на «Спасе») Иван говорил, что разочаровался в телике.
«В чём главная опасность телевидения? Оно полностью подменяет жизнь. Ты проживаешь в четыре раза больше, чем любой другой человек в день. Телевидение съедает людей. Совсем. Когда я понял, что что-то во мне протестует против этого, то начал разбираться. Так и произошло моё воцерковление».
Ни слова о конкретных причинах. Устал, перегорел, переосмыслил. Но очень легко предположить, что разочарование началось в период неожиданных неудач. В девяностых у Демидова как будто получалось всё.
Демидов – не единственный, кто поменялся в нулевых
В фильме Дудя про MTV Russia целый блок был посвящён тому, как Тутта Ларсен пришла к религии. Если вспоминать других героев девяностых, то окажется, что резко изменилось гораздо большее количество людей.
То есть, Рыков – один из первых панков рунета. Настоящий контркультурщик и постмодернист. Естественно, никто не ожидал, что он сделает карьеру в «Единой России» и станет сетевым куратором от государства и власти.
С Демидовым произошла ровно та же история. Закончилась эпоха, в которой можно всё, поэтому пришлось искать себя в новой, где можно не всё и не всегда. Ничего удивительного, что Иван (теперь уже Иван Иванович) нашёл применение своим талантам в совершенно иной области. А управление парком «Зарядье» – неслабый карьерный рост. Он ещё и замминистра культуры успел побыть.
Миру нужно нормальное интервью с Демидовым
Об этом можно только мечтать. Вряд ли кому-то удастся развести на откровения человека, который уже двадцать лет варится там, где откровенничать не принято. Но для любого интервьюера это был бы топовый контент.
Правда, только в том случае, если мы говорим о полноценном разговоре с серьёзными вопросами. Не на телеканале «Спас» или передаче по случаю юбилея компании «ВИД». У кого-нибудь из важных ютуберов.
Демидов – один из тех, кто сделал российское телевидение профессиональным. Съёмки без склеек во «Взгляде», адовая динамика «Акул Пера» и «МузОбоз», где не было ни одной секунды без важной информации. О девяностых с ним нужно говорить как с Доренко или Невзоровым. Сложно представить, какое количество безумных инсайдов он носит в себе.
Только так можно поставить точку в хронике его превращения. А это важно не только для истории, но и для современных медиа. Несправедливо, что такой важный герой ушёл в мутную политическую тень, а об этом никто не говорит.
Свежие комментарии