Огромное здание из стекла и бетона в столице Урала приводит в недоумение добрую половину граждан России вот уже третий год. Да, мы о «Ельцин-центре». Казалось бы, время его правления легче забыть, как страшный сон. А центр вот он, стоит.
«Ельцин-центр» был возведен в память об историческом наследии президента, сложившего свои полномочия.
Но давайте будем объективны: каково историческое наследие 90-х? Война в Чечне? Упадок промышленности? Если и вспоминать такое, то лишь затем, чтобы больше не повторять.Говорят, что идея центра родилась у семьи Ельциных после визита в Америку, где сегодня функционируют 13 центров президентов США. Которые, однако, на порядок скромнее отечественного: музей, архив и библиотека.
Постройка комплекса обошлась российскому бюджету в 7 млрд. руб. При чем только около 2 млрд. ушло на стелу из особого китайского мрамора у входа. С кредитом из бюджета Свердловской области центр рассчитался не в срок – только в 2017 году.
В здании работают киноконференц-зал, книжный магазин, библиотека, кафе, архив. Это огромное культурное пространство, здесь постоянно проходят выставки, лекции, фестивали и другие значимые события. Все бы хорошо, если бы не еще одна деталь.
Главное в «Ельцин-центре» это, конечно, музей. Здесь посетителям сначала показывают короткий ролик об истории России – от Ивана IV до Бориса Николаевича, пропуская некоторых правителей, осуждая одних и возвышая других. Фильм красочный, но вряд ли содержательный.
Кстати, экспозицией музея занимались американцы. В семи залах экскурсоводы рассказывают о семи решающих днях в жизни Ельцина и всей страны. Завершается путешествие в Зале Свободы – это слово здесь особенно любят.
Все помещения и интерактивные экспонаты – о большой политике, новой идеологии, Конституции и выборах. Один зал посвящен транспортной проблеме в бытность Ельцина мэром Москвы. Но ведь парламент и выборы волновали безработных граждан мало… Если волновали вообще.
В общем, о промышленности, гумпомощи от западных стран и социальной политике 90-х – ни слова. Ни об убийствах в ходе раздела предприятий, ни о потерях разведывательных кораблей здесь не рассказывают, историю освещают только с «правильного» ракурса.
Складывается такое ощущение, будто память обо всех трагедиях первого десятилетия независимой России хотят намеренно стереть из умов граждан. Но при всем внешнем лоске и технологичности центра, эти попытки тщетны. «Неправильную» историю помнят гораздо лучше.
Свежие комментарии