В 1987 году лидер Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв был признан Человеком Года по версии журнала Time. Журналисты авторитетного издания провели собственное расследование с целью составить максимально полную биографию советского лидера, что было не так-то просто, учитывая информационную закрытость советского государства.
Опираясь на результаты этого расследования, "Цифровая История" начинает публикацию серии материалов, посвящённых жизни и судьбе последнего руководителя Советского Союза.
Взлёт Горбачёва
Каким образом Горбачёв вырвался из провинциального небытия в ряды лидеров советского государства, до сих пор остаётся большой загадкой. Даже в 1978 году никто, кроме жителей Ставрополья, ничего толком не знал о его существовании. Наиболее логичным будет предположить, что у Горбачёва были влиятельные покровители на союзном уровне.
Первым из них был Фёдор Кулаков, который будучи первым секретарём крайкома заметил подающего надежды молодого политика. После того как Кулаков отправился в Москву курировать сельское хозяйство, он оставил Горбачёва в Ставрополе в качестве своего преемника, и безусловно сделал ему хорошую рекламу в столице.
Фёдор Кулаков
В 1977 году на Ставрополье был введён новаторский "Ипатовский метод" сбора урожая. Метод был признан успешным, и Горбачёв удостоился большой чести - интервью, опубликованного на передовице "Правды". Так о нём узнала вся страна.
Большим подспорьем стало и географическое положение. Будь он первым секретарём где-нибудь в Мурманске, не видать бы Горбачёву высших постов. Но в Ставропольском Крае у него была отличная возможность встречаться с первыми лицами государства на курортах в Минеральных Водах.
Умение угождать высоким гостям из Москвы, которое отличало молодого партийного лидера, впечатлила двух важных людей, часто наведывавшихся в Минеральные Воды: главного идеолога партии Михаила Суслова и шефа КГБ Юрия Андропова. Этих людей объединяла ненависть, которую они питали к коррупции, разъедавшей советский строй в брежневскую эпоху.
Андропов и Горбачёв
Когда Кулаков умер в 1978 году, освободилась вакансия Заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК. Брежнев по совету Суслова и Андропова назначил на эту должность Горбачёва - человека, с которым он встречался один раз в жизни, да и то мельком.
Это случилось 19 сентября 1978 года на перроне железнодорожной станции Минеральные Воды, где ненадолго остановился поезд Брежнева. В этот поистине исторический момент на узком перроне провинциального вокзала встретились четыре человека, ставшие последними Генеральными Секретарями СССР: Брежнев, Андропов, Черненко и Горбачёв.
Через пару недель после этой встречи Горбачёв покинул Ставрополь, и в возрасте 47 лет стал одним из первых лиц Советского Союза.
Путь Горбачёва к вершине власти
Вопрос о том, как Горбачёв за каких-то семь лет в элите власти пробился на Пост №1, до сих пор остаётся без ответа. Несомненно, его карьерный взлёт не связан с какими-то огромными успехами в сельском хозяйстве. Наоборот, урожай зерна снизился с рекордный 230 миллионов тонн в 1978 до ужасающих 155 миллионов тонн в 1981.
Леонид Ильич Брежнев в 1981 году
Разумеется, свою роль сыграли климат и лично Леонид Ильич Брежнев, затеявший на закате своего правления странные сельскохозяйственные эксперименты. Удивительно то, что этот провал никак не отразился на дальнейшей карьере Горбачёва.
Всего через год после своего возвращения в Москву Горбачёв стал кандидатом в члены Политбюро. Через год, в возрасте 49 лет, он вошёл в состав Политбюро. Горбачёв был на 21 год моложе среднего возраста своих новых коллег. Одной из причин стремительного продвижения Горбачёва как раз и стала отчаянная нужда власти в притоке свежей крови. Брежнев умирал, а вместе с ним наступал и закат его эпохи, погрязшей в стагнации и коррупции.
После смерти Леонида Ильича в 1982 году его место занял Андропов, который немедленно начал претворять в жизнь свои реформы. И Горбачёв стал его правой рукой в кампании по чистке советского режима.
Андропов и Горбачёв
Уже тогда Горбачёв активно готовился к роли главы государства. Курируя сельское хозяйство, он несколько раз собирал академических учёных на семинары в здании Центрального Комитета, или на подмосковной даче. Поначалу на этих собраниях обсуждались только аграрные вопросы, но вскоре были затронуты и вопросы отставания советской экономики, а также поиск возможностей преодолеть это отставание.
В этих собраниях принимали участие будущие "прорабы перестройки": экономист Абел Аганбегян, который ещё в 60-х предлагал децентрализировать советскую экономику и ввести в неё рыночные элементы, а также социолог Татьяна Заславская, в 1983 году шокировавшая научное сообщество смелым "Новосибирским манифестом", в котором призывала "совершенствовать социалистические производственные отношения".
Абел Аганбегян и Татьяна Заславская
Заславская вспоминает одну из встреч с Горбачёвым: "Я сидела рядом с ним, и ощущала силу и мощную энергетику, которую излучал Михаил Сергеевич. Вокруг него как будто образовалось сильное энергетическое поле. Он обладает огромными жизненными силами, и хотя в разговоре с ним ты всегда ощущаешь давление этой силы, сам Горбачёв был отличным собеседником, умеющим слушать и никогда не перебивавшим говорившего с ним человека".
Восходящая звезда советской политики, Горбачёв был неплохо осведомлён о реальном положении дел в советской экономике. И ему было с чем сравнивать. В отличие от коллег из Политбюро, Горбачёв много и подолгу бывал за рубежом. В 1983 году он во главе делегации работников сельского хозяйства посетил Канаду, и в течение десяти дней исследовал местные фермы, перерабатывающие предприятия и супермаркеты.
Посещая ранчо одного скотовода, Горбачёв попросил хозяина познакомить его с кем-нибудь из работников предприятия. Владелец ранчо ответил, что все работники - это он сам, его семья, и пара подёнщиков, которых он нанимает время от времени. Один из членов канадской делегации, знающий русский язык, услышал, как Горбачёв пробормотал что-то вроде: "Нам ещё лет 50 до такого".
Горбачёв и Юджин Уэлан
Юджин Уэлан, бывший тогда канадским министром сельского хозяйства, был несказанно удивлён, когда в личной беседе Горбачёв признал ошибкой вторжение в Афганистан. Разумеется, вы не услышите этого в официальных речах советского лидера. Более того, в том же году Горбачёв участвовал в кризисной группе Политбюро, которая оправдала атаку советской ПВО на корейский пассажирский самолёт, обвинив корейцев в шпионаже в пользу США.
Когда смертельное заболевание почек свело в могилу Андропова в начале 1984 года, Горбачёв уже считался одним из основных кандидатов на роль следующего Генсека. Но кремлёвская "Старая Гвардия" сделала последнюю попытку удержаться у власти, избрав главой государства Черненко.
Константин Устинович Черненко
Горбачёв признал поражение, и даже произнёс речь в честь нового Генерального Секретаря. Он понимал, что 72-летний и сильно больной Черненко не долго продержится у руля. Через год, когда Черненко умер, Политбюро уже не осталось ничего, кроме как признать в Горбачёве нового лидера.
Однако нашлись и те, кому такой поворот событий оказался не по душе. Григорий Романов, бывший первый секретарь Ленинградского Горкома партии, попытался продвинуть на Пост №1 московского первого секретаря Виктора Гришина.
И вновь свою роль сыграл всесильный КГБ. Глава Комитета Виктор Чебриков пригрозил опубликовать досье на Гришина, в котором были собраны доказательства коррумпированности московской партийной верхушки.
Громыко и Горбачёв
А решающим голосом в поддержку Горбачёва стало выступление министра иностранных дел Андрея Громыко, в котором он произнёс знаменитую фразу: "У этого человека широкая улыбка, но стальные зубы".
Так, в возрасте 54 лет, Михаил Сергеевич Горбачёв встал у руля ядерной сверхдержавы.
Свежие комментарии