На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Гнать джинсу! Как «парусиновые штаны» завоевывали СССР

Родом из Италии или Франции

Согласно «официальной истории джинсов» их в середине XIX века придумал Лейб Штраусс (он же — Леви Страусс), американский торговец еврейского происхождения, родившийся на юге Германии. Мол, привёз он как-то в Калифорнию партию товара и тамошние золотоискатели у него всё раскупили кроме парусины.

Тогда Страусс не растерялся, заметил, что у золотоискателей, много ползавших по земле, дырявые штаны, и пошил им из этой парусины новые, сверхпрочные. Их быстро раскупили и заказали сделать ещё, так и пошло... Но само название штанов в английском языке — denim и jeans указывает на «европейское», а не «американское» происхождение. Де Ним — означает «из Нима», это город во Франции, где с 1350-х годов делали особо прочные ткани так называемого «саржевого плетения». «Саржевое плетение» подразумевает, что в ткани используются две нитки: основа (она красится в синий) и уток (он остаётся непокрашенным). Две нитки придают «дениму» характерные «джинсовые» цвет и фактуру. Ну а само слово «джинс» — вариант произношения Генуи, где тоже были текстильные фабрики. Существует версия, что ткань из Нима была использована даже для парусов эскадры Христофора Колумба, отправившейся открывать Америку.

Леви Страусс, modaspot.abril.com.br, 1902 год

Известно, что уже в конце XVI века итальянские матросы из Генуи носили штаны из парусины. Изображения «джинсовой» одежды можно обнаружить на картинах итальянских мастеров середины XVII века (не только штаны, но и «джинсовые» юбки и куртки, сквозь прорехи которых видна светлая подкладка). Причём, уже тогда по всей видимости при окраске ткани применялся краситель индиго, так как изделия окрашены в голубые цвета. В «Книге образцов текстильной промышленности Франции» 1750 года описаны и изображены уже восемь моделей брюк, напоминающих по крою современные джинсы. Известно также, что в это же время ткань экспортировалась в Великобританию, а позднее и в возникшие в Северной Америке США.

Выходит, Страусс был только отменным популяризатором уже давно до него придуманного фасона из ещё более давно известного материала? Но так или иначе — «у него получилось»: в 1853 году Страусс основал известную сегодня во всём мире фирму «Levi Strauss & Co.», производившую штаны из «денима». Но в них всё же чего-то не хватало — рабочие, покупавшие штаны, не жаловались на их прочность, но отмечали, что часто отрываются наполненные тяжёлыми инструментами карманы. Эту проблему решил ещё один еврейский иммигрант, уроженец Риги Якоб Йофис (он же Джейкоб Дэвис), который в 1872 году придумал способ крепления карманов на брюках медными заклёпками. В 1873 году они вместе со Страуссом получили патент на штаны из денима с металлическими заклёпками. И хотя патент был получен в США — его авторы имели тоже европейское происхождение, в том числе один был выходцем из Российской империи.

Грузчики, моряки, хиппи и лагерные дети

Помимо американских золотоискателей и грузчиков штаны из недорогого и прочного «денима» высоко ценили моряки — ведь их труд тоже требовал особой прочности одежды, а главное — её устойчивости к неизбежному периодическому намоканию и испытанию ветрами и солнцем. Именно моряки придумали клёш, и тоже не ради красоты: им нужны были ещё и штаны такого фасона, которые бы легко закатывались при мытье палубы. Первое упоминание о «праджинсах» в форме клёш относится к началу XIX века. Ну а так, как моряки плавают по всему свету — они тоже сыграли важную роль в популяризации своей одежды (наверное, все слышали, что лет 100 назад было принять одевать детей в «практичные» «матросские костюмчики»?)

Американские моряки XIX века

Но собственно джинсы, которые приобрели современный облик уже в 1860-1870-е годы, ещё долгие десятилетия джинсы служили лишь рабочими штанами для американских горняков, рабочих и ковбоев — в «приличном обществе» на них смотрели примерно так же, как сегодня на явление народу вне спортзала в спортивном костюме.

Всё изменили как раз дети — в США их в первой половине ХХ века летом всё чаще одевали не в «матросские» а в «пролетарские» костюмчики, так как они благодаря стараниям наследников Страусса были тут более доступны и дёшевы. Детей отправляли в лагеря в южных штатах (аналог наших «пионерских»), где ребятишки под присмотром взрослых становились «маленькими ковбоями» — ловили бычков с помощью лассо, ходили в походы и т.д. Всё это опять же требовало прочной и практичной одежды, которая не так часто нуждалась бы в стирке и которой были бы не так страшны потёртости, дырки и заплатки. Так родилась мода — сперва среди детей, а потом, когда они подросли и стали «хиппи» — то и среди взрослых. В 1953 году на экраны вышел фильм «Дикарь» с Марлоном Брандо в главной роли — харизматичного байкера в джинсах. Он окончательно вознёс «парусиновые штаны» на пьедестал популярности — на следующий день после премьеры полки с джинсами в магазинах были пусты.

Американские военные в Европе, 1940-е годы

А в Европе, Японии и Южной Корее огромную роль в распространении моды на джинсы сыграли американские военные, появившиеся тут после победы над Германией и Японией. Они надевали простые и дешёвые штаны, когда ходили в город в увольнение, отдельные либерально настроенные командиры не запрещали их носить даже на службе. Практичность джинсов, естественно, вскоре оценили и немцы, и итальянцы, и японцы.

Бодались со штанами дубы

В СССР джинсы впервые попали в 1957 году, во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве — некоторым москвичам удалось выменять их как сувенир. Позднее советские люди всё чаще примечали необычные удобные штаны на интуристах, их начали привозить дипломаты, моряки и другие командировочные, чтобы обмануть таможню — надев на себя несколько пар. Партноменклатура боролась с очередной «западной заразой» как могла — несчастные штаны запрещали, за их ношение могли выгнать из института и с работы. Но всё это лишь разжигало интерес к «запретному плоду». В 1962 году уже на встречу с самим Хрущёвым представителей творческой интеллигенции поэт Андрей Вознесенский пришёл в джинсах и генсек обрушился на него... Но в 1964 году джинсы уже начали продавать и в СССР — правда, пока лишь в «валютных» магазинах «Берёзка».

Швейцарский фотограф Леонард Джанадда в Москве в джинсах, 1957 год

«Парусиновые штаны» стоили на «чёрном рынке» до 200 рублей! Пол-царства по тем временам — две, а то и три зарплаты, четыре-пять стипендий... Но их воспринимали как символ всего того, чего как воздуха не хватало в СССР — свободомыслия, вольнодумия, антисистемности. Постепенно «золотую жилу» начали осваивать не только фарцовщики, но и цеховики: подпольный пошив джинсов освоили и в СССР, в Одессе, из опять же нелегально ввезённой в СССР джинсовой ткани. Так, массовой маркой джинсов в позднем СССР была так называемая Montana, хотя это была далеко не самая известная фирма из ФРГ. Так что большая часть отечественной «Монтаны» шилась в «жемчужине у моря»...

В конце-концов, устав бороться со штанами, номенклатурные дубы «сдались»: джинсы были одним из немногих явлений жизни, которые разбили коммунистических старцев в пух и прах. В начале 1980-х годов в СССР начали уже легально завозить и продавать по умеренным ценам джинсы из Болгарии, Польши и Индии. Разумеется, по качеству они сильно уступали американским и потому покупатели, чтобы не прослыть «лохами» стыдливо спарывали с задников этикетку той же «Рилы», «варили», мылили и тёрли их, чтобы добиться «фирменного» вида. В конце 1980-х в продаже стали появляться и советские марки — «Тверь», «Верея»... Их качество было ещё более худшим, так как их даже шили не из «денима». И лишь в 1990-е годы, когда все унизительные запреты были сняты, джинсы перестали быть фетишем и символом и стали как и во всём мире — обычной удобной для городского человека одеждой, у которого из-за недостатка времени тоже не всегда хватает сил наутюживать стрелки и следить за потёртостями.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх