К тюремной теме в российском кинематографе, да и вообще, чего греха таить, в обществе в целом, относятся с особым пиететом. Сложно сказать, почему вся эта уголовная тематика – словечки, паттерны поведения и так далее – столь плотно засели, так сказать, в культурном коде нашего человека. В остросюжетных фильмах перо сценаристов нередко определяет героев в места не столь отдаленные. И момент первого захода в тюремную камеру по определению драматичен и кинематографичен.
В реальной жизни, впрочем, этот процесс особо не примечателен. Человек заходит, здоровается, сидельцы спокойно его принимают, объясняют правила поведения, все происходит обычно мирно-спокойно. Но для кино так не годится. На экране в такой ситуации должен быть нерв, накал, противостояние, зрелище, в конце концов.
Кадр из фильма "Последняя встреча".
«Последняя встреча» (2010)
Молодого выпускника школы КГБ Ивана Шилова обвинили в преступлении, которое он по сюжету, ясное дело, не совершал. И поместили в пресс-хату, где два нехороших беспредельщика попытались заставить его написать чистосердечное признание, заодно опустив на самую низкую ступеньку в местной иерархии. Но куда там. Юный герой, прошедший серьезную подготовку в советской спецслужбе, поставил непорядочных заключенных на место.
Камера была узкая и прессовики напали на парня одновременно спереди и сзади. Пропустив один удар, тот собрался и отметелил оппонентов по полной программе. Бой поставлен, надо сказать, довольно крепко – как с точки зрения эффектности, так и реалистичности. Если, конечно, не считать момент, как после плотненького пропущенного удара ниже пояса один из злодеев оклемался в считанные секунды. В жизни на это обычно уходит гораздо больше времени. Вспомнить хотя бы первый бой между Сергеем Харитоновым и Мэттом Митрионом, когда, получив мидлкик прямо туда, российский боец больше не смог продолжить поединок.
В одной из серий того же телевизионного сериала «Последняя встреча», кстати говоря, есть еще солидная файтинг-сцена – тот же герой, попав в дальнейшем в колонию, отзащищался уже от четверых торпед. Поставлена она тоже на приличном уровне. По ней и не скажешь, что это – заурядный российский телефильм. В некоторых дорогих полнометражных кинокартинах, включая и западные, боевые сцены поставлены куда хуже.
«Острог. Дело Федора Сеченова» (2006)
Кадр из фильма "Острог. Дело Федора Сеченова".
Первохода, но при этом весьма жесткого малого с задатками беспредельщика по прозвищу Абрикос, встретили с нескрываемой неприязнью. В «хате» обитали шесть молодых преступных элемента, самым борзым из которых был их главарь – смотрящий камеры. Он с ходу предложил вновь прибывшему занять место около отхожего места, но получил отказ. Словесная перепалка вылилась в силовой конфликт.
Новичок оказался смесью Джета Ли и Скотта Эдкинса: молниеносными ударами руками и ногами он «ушатал» всю гоп-компанию, в том числе и тех, кто сидел на верхних нарах. Ситуация сама по себе крайне нереалистичная, но по-киношному поставлена весьма эффектно: кадры сменяли друг друга с калейдоскопической быстротой, выстроив вполне красивый видеоряд в стиле «один против всех». Разбросав молодых людей по всем углам камеры, Абрикос ничтоже сумнавшеся занял нары смотрящего и объявил себя новым боссом. Что потом с ним стало? Нет, ему не устроили «темную» ночью, он подмял под себя сокамерников, однако в конце концов кончил все-таки плохо.
«Штемп» (1991 год)
Симпатичный позднесоветский боевичок повествует о похождениях бравого мастера единоборств, майора милиции Ершова. Самоотверженного борца со столичными мафиози подставили нечистоплотные коллеги, подбросив ему увесистую пачку американских долларов. В СИЗО охранник как будто случайно завел стража порядка в камеру с отъявленными уголовниками. Те этому весьма обрадовались и, сразу распознав в прибывшем легендарного в криминальной среде милиционера, накинулись на него с остервенением.
Кадр из фильма "Штемп".
Первую пару нападавших майор поломал бодренько и со вкусом, но противников было чересчур много. Удары в него посыпались со всех сторон – сбоку, сверху, плюс среди заключенных нашелся «Чак Норрис» советской закваски. Лихо крутя ногами «вертушки», он вынес Ершова к стене и тот вывалился в коридор через открывшуюся дверь.
Наивная, но весьма смотрибельная сцена в духе позднеперестроечного отечественного криминального кино.
Свежие комментарии