В советские времена нам обещали рост благосостояния, а сейчас – рост бедности
Российскому обществу предложено важное решение: согласиться на длительную стагнацию с ростом бедности и отставанием от развитых стран и ближайших соседей. Правительство определилось с перспективным планом развития, который никакого особого развития как раз и не предполагает.
То есть в советские времена власти обещали гражданам постоянный рост благосостояния – и обманули. А нынешние власти обещают рост бедности – и не обманывают. Несогласным с такой политикой рот никто не затыкает. Критика бюджетных планов звучит довольно громко. И граждане могут видеть все происходящее в деталях и с полным осознанием происходящего. Так что решение об экономическом «дауншифтинге» и деградации принимается обществом с полной ответственностью.
За последние девять лет российская экономика выросла на 1,7%. В среднем ежегодный прирост ВВП был фактически нулевым, точнее – менее 0,2%. Теперь стране предлагают согласиться на второе «потерянное десятилетие», в течение которого Россия будет отставать от остального мира по темпам развития в несколько раз.
В течение первого потерянного десятилетия граждане РФ увидели, как по уровню зарплат нас обогнал Китай, а по потребительским расходам – Казахстан. При этом уровень бедности оказался на рекордно высоком уровне за последние 10 лет, а ВВП упал за несколько лет на 74% в долларовом изменении.
Уже к 2020 году Китай, Индия и Турция обгонят Россию по номинальному душевому ВВП. К 2035 году Россия может опуститься в глобальном рейтинге экономик с 6-го места на 10–15-е места (расчеты аппарата бизнес-омбудсмена Бориса Титова). По объему производства на душу населения Россия, вероятно, скатится с нынешнего 52-го места в мире на 65–70-е место.
Впрочем, эти провалы можно и не драматизировать. Особой экономической прытью Россия в последние годы не отличалась – так может, не надо и привыкать? Экономика РФ за последние 26 лет увеличилась всего на 13%, тогда как мировой ВВП за это же время увеличился на 148%. В конце концов, Россия не единственная страна, которая на глазах лишается экономических перспектив. Есть, например, Аргентина, которая потеряла в экономическом развитии почти 100 лет. Есть еще пример братской Украины, где ВВП на душу населения сокращался со времени распада СССР – как до евромайдана, так и после него. Живут же люди и в этих странах, заводят семьи, рожают детей, ходят по кино, кафе и ресторанам. Такое же существование будет возможно и в России.
Правда, в условиях стагнации страну ждут медленный бюджетный штопор и угроза ползучего повышения налогов: доходы казны расти не будут, а расходы будут постоянно сокращаться.
Денег на социальную сферу в бюджете на 2018 год предусмотрено меньше, чем в прошлом году: 4,86 трлн руб. против 5 трлн в 2017-м, замечает директор программ московского Центра Карнеги Андрей Мовчан. На 2018 год – год президентских выборов – расходы еще не будут сильно урезаться в реальном выражении, зато 2019 год будет жестким, предупреждает экономист Игорь Николаев. По его словам, никогда еще в XXI веке не планировался столь жесткий бюджет. «Учтем к тому же, что именно с 2019 года с большой долей вероятности начнется повышение пенсионного возраста в России, а пенсии работающим пенсионерам по-прежнему индексировать не собираются», – говорит Николаев.
Свежие комментарии