На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Интересные редкие фото из 90-х: как ларьки и палатки заполнили улицы после распада СССР

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.

Три друга на фоне ларька, 90-е годы

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.

Это было время стихийного роста уличной коммерции, заполнившей весь тот огромный дефицит, с которым столкнулась Россия после распада СССР.

Тогда в очередях за импортными товарами мечтательно томились миллионы людей - все жаждали хоть глотка западной сытой жизни после десятилетий тотального социалистического недостатка.

Девушки-продавцы из 90-х на фоне витрины с импортными напитками

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-2

Торговля в ларьках и палатках - один из самых ярких символов 1990-х в России. Когда я вспоминаю то время, перед глазами сразу встает картина цветастых палаток, разнообразных ларьков и бесконечных очередей за дефицитными товарами.

В ларьках можно было купить всё, в том числе и продукты, середина 90-х

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-3

Это были дикие, но в чём-то удивительные и неповторимые годы. Крушение прежней экономической системы и распад СССР привели к острому дефициту товаров. Магазины вдруг опустели, исчезло всё - от элементарных продуктов до одежды и бытовой техники. Но тут на помощь пришла стихийная уличная торговля.

На развале можно было купить даже аптечные средства, 1996 год, Москва

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-4

По всей стране как грибы после дождя стали расти ларьки, киоски и палатки. Они заполнили все свободные площади в городах - пустыри, скверы, дворы и даже тротуары.

На блошиных ранках продавали даже пустые пивные банки, 90-е

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-5

Торговали буквально всем - импортной одеждой и обувью, алкоголем и сигаретами, продуктами, косметикой, запчастями для машин и даже бытовой техникой.

Беседа возле ларька, конец 90-х, Москва

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-6

Я жила тогда в небольшом провинциальном городке, и у нас на центральной площади появился целый торговый ряд из палаток и ларьков. Это был настоящий базар под открытым небом. Здесь можно было купить что угодно по совершенно безумным и непредсказуемым ценам.

Мальчишки из 90-х у ларька, тогда даже в таком возрасте можно было купить сигареты и спиртное.

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-7

Торговля велась как на наличку, так и по бартеру. Конечно, в этих палатках было много контрафактной и низкокачественной продукции. Но для голодного до товаров советского человека и это было лучше полных прилавков дефицита.

Рекламный щит в Нижнем Новгороде с растворимым напитком «Zuko», который был очень популярен в те годы. 90-е

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-8

Сама я особенно любила заходить в ларьки и палатки за жевательными резинками, чипсами и шоколадными батончиками. Это были первые в моей жизни настоящие импортные сладости. До этого я знала только советский шоколад "Алёнка" да ириски и печенье отечественного производства. А тут - целый мир волшебных западных вкусов.

Молодёжь около ларька в 90-х

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-9

А ещё мы с друзьями обожали покупать в ларьке у института жевательную резинку Turbo. В 90-е она была самой популярной. Мы с удовольствием тратили наши копейки на Turbo с ароматами колы и клубники.

Круглосуточный ларёк, продавец, начало 90-х

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-10

В начале 2000-х ларьки и лоточки стали исчезать с улиц российских городов. На смену им пришли киоски, магазины и супермаркеты. Уличная торговля перебралась в павильоны и торговые центры. Но для моего поколения она навсегда останется частью шальных 90-х - временем турбо-жвачек, батончиков "Сникерс", чипсов "Лэйс" и прочих "капиталистических" радостей на фоне развалившейся страны и пустых магазинных полок.

А еще одним ярким явлением 90-х, конечно, был бум компьютерных клубов. Это сегодня персональный компьютер есть практически в каждом доме, а тогда он был настоящей редкостью и роскошью. Зато во всех городах стали открываться заведения с залами, полными компьютеров, куда люди приходили поиграть и поработать.

Школьники во время урока информатики в компьютерном клубе, 1992 год

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-11

Еще одним ярким воспоминанием 90-х были многочисленные салоны видеопроката, заполонившие наши города. Когда в страну хлынул поток зарубежных фильмов, это кино стало доступно отнюдь не в каждом кинотеатре. Зато почти в каждом районе можно было найти небольшой магазинчик или киоск, где сдавали кассеты с самыми последними хитами.

Люди выстраивались там в такие же огромные очереди, как и за импортными товарами. Все стремились посмотреть запретный еще вчера западный блокбастер на своем видеомагнитофоне.

Это был настоящий праздник - раздобыть и наконец посмотреть очередной шедевр вроде "Терминатора" или "Крепкого орешка".

Видеопрокат, город Баку, 90-е

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-12

Нельзя не вспомнить и про фотосалоны, которыми тоже изобиловали наши улицы. Ведь в 1990-е цифровой фотографии ещё не существовало, все снимки делали на пленочные фотоаппараты. А проявить пленку и напечатать фотографии можно было только в специальных салонах.

Тогда это было настоящее волшебство - превращение заоблачных образов, запечатлённых внутри фотоаппарата, в реальные осязаемые фотографии. Фотосалоны 1990-х стали для моего детства одним из мостиков между аналоговым прошлым и цифровым будущим. Магия печати фотографий постепенно уступала место новой эпохе цифровых технологий. Но те ощущения волшебства так и остались в памяти ярким символом 1990-х.

Девушка-продавец в фотосалоне, 90-е годы

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-13

В 90-х очень популярными стали видеодвойки. Они совмещали в себе телевизор и видеомагнитофон. Их тоже можно было купить на рынках. И торговля видеодвойками приносила их продавцам очень хороший доход.

Для счёта денег продавец на рынке использует счётную машинку для денег. Продают видеодвойки, 90-е

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-14

Коммерция постепенно проникала во все сферы нашей жизни. И уже в конце 90-х в Москве появились первые платные парковки.

Ребята впервые увидели автоматы для оплаты парковки, Москва, улица Тверская, конец 90-х годов

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-15

В первые постсоветские годы в стране воцарился настоящий хаос не только с товарами, но и с деньгами. Рубль обесценивался на глазах, зарплаты задерживались на месяцы. А тут еще появились новые для населения доллары и немецкие марки.

Люди в массовом порядке стали менять свои сбережения в рублях на более стабильные валюты. Причем делали это где придётся - прямо на вокзалах, рынках и улицах. Там всегда толпились "черные" менялы с пачками долларов и марок. Конечно, их курсы резко отличались от официальных, зато обмен шел 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Многие люди, обменяв рубли на более надежные валюты, пытались сохранить таким образом хоть какие-то сбережения в бурном океане инфляции 1990-х. Этот уличный "финансовый дикий запад" был яркой приметой тех безумных лет.

"Меняла" валюты на одной из центральных улиц Киева, начало 90-х

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-16

Аферы типа "финансовых пирамид" в 1990-е порой принимали просто фантастические масштабы. Всенародную известность получила компания под названием МММ, основанная мошенником Мавроди. Этот авантюрист обещал невиданные дивиденды по вкладам в его фирму. И люди, очарованные сказками о легком обогащении, вкладывали туда все свои сбережения.

Довольный Сергей Мавроди основатель финансовой пирамиды "МММ", 1990-е годы

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-17

1990-е годы стали эпохой становления нового класса предпринимателей в постсоветской России. Когда рухнула плановая экономика, миллионы граждан попытались заняться бизнесом. Стали появлялись частные лавочки, мастерские и магазинчики и даже небольшие производства. И это помогало выживать в условиях шоковых реформ и обвального обнищания населения.

Предприниматель, открывший колбасный цех, начало 90-х

Когда я вспоминаю 1990-е годы, в памяти сразу всплывают образы пёстрых палаток и ларьков, торговавших всем - от джинсов и жевательной резинки до автозапчастей и бытовой техники.-18

Конечно, многие начинающие предприниматели терпели крах, разорялись. Не хватало знаний и опыта вести дела в новых экономических реалиях. Но самые стойкие и умелые смогли выстоять и положить начало новому российскому бизнесу.

Итак, 1990-е годы оставили неизгладимый след в памяти нескольких поколений россиян. Мы пережили и выдержали колоссальные потрясения той эпохи - и экономический кризис, и крушение прежних устоев.

Но в тяжелейших условиях выживания мы сумели проявить завидную изобретательность и предприимчивость. Торговля в ларьках и разного рода развлечения помогали адаптироваться к новой реальности. А финансовые авантюристы учили нас горьким урокам рыночной экономики.

1990-е стали временем больших испытаний, но и больших возможностей для миллионов. Из палаток и подворотен выросли новые бизнесмены и промышленники. А простые граждане обрели ценнейший опыт выживания, который так пригодился в последующие кризисные годы.

Это было суровое, безумно сложное, но яркое и незабываемое десятилетие. Оно навсегда вписало свои турбулентные страницы в новейшую историю России.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх