Абимаэль Гусман
Абимаэль Гусман родился в 1934 году в самой южной провинции Перу в городе Арекипа. Он рано потерял мать и воспитывался бабушкой. Его отец, довольно успешный по местным меркам торговец, прославился своей любвеобильностью и удачным выигрышем в национальной лотерее. После школы Абимаэль направился в аудитории университета Арекипы, который он закончил бакалавром философии и юриспруденции.
По воспоминаниям сокурсников, Гусман ничем особым в студенческой среде не отличался – молчаливый и застенчивый, он представлял собой тогда образцовый пример очкастого «ботаника». Его оставили работать преподавателем в том же университете, что дало ему возможность продолжить обучение во Франции в Париже. Вполне возможно, что ему там приходилось встречаться с будущим выпускником Сорбонны, а далее коммунистическим диктатором Кампучии Пол Потом.
Студенты со всех стран мира, собравшиеся в стране, давшей миру первую революцию, горячо обсуждали подъем национально-освободительного движения и искали идеал политического лидера. Гусман выбрал для себя председателя Мао. Побывав в Китае в годы «культурной революции», он даже смог попасть на аудиенцию к «Великому Кормчему» и получить из его рук значок с профилем китайского лидера, который всегда носил на груди. Гусман загорелся привить азиатский маоизм на земле Латинской Америки.
Сендеро луминосо
На студентах университета в Арекипе Абимаэль Гусман начал оттачивать мастерство оратора и полемиста, впоследствии получив среди них прозвище «Шампунь» за «промывку» мозгов. До корки проштудированный марксизм-ленинизм был им дополнен биографией перуанского коммуниста Хосе Карлоса Мариатеги. Помимо явного инакомыслия и бурных политических дискуссий, в протестном активе профессора философии долгое время ничего не было. Если у власти и были к нему претензии, то они касались только пропаганды идеологически чуждых теорий.
Абимаэль Гусман в молодости
Совсем неожиданно в 1975 году Абимаэль Гусман бросил работу в университете и посвятил себя созданию новой революционной теории и организации, способной воплотить ее в жизнь. Ею стала «Сендеро луминосо («Светлый путь»), которая на практике принялась воплощать идеи «четвертого классика марксизма», именно так начал именовать себя Гусман, приравняв свою персону к Марксу, Ленину и Мао. Сам мэтр, взявший себе конспиративное имя «председатель Гонсало», никогда не держал в руках винтовки и даже не приближался близко к полям социальных сражений в южноамериканской сельве, а все время жил на нелегальном положении у своих друзей в Лиме, но ему удалось развернуть на территории всей страны грандиозную гражданскую войну, унесшую тысячи жизней.
Первая акция «Сендеро луминосо» оказалась довольно мирной, больше похожей на произведения современных художников-акционистов. 17 мая 1980 года активисты организации сожгли избирательную урну с бюллетеням на одном из участков для голосования в городе Аякучо. Дальше витки насилия стали быстро накручиваться по спирали, поднимающейся вверх.
Чаще всего люди Гусмана объявлялись в деревнях, где устраивали показательные расправы над членами администрации. К радости собравшихся крестьян партизаны жгли архивы с долговыми бумагами. Наказанию также подлежали местные хулиганы, наркоманы, торговцы кокой и проститутки. Набег на селение обычно заканчивался политбеседой, посвященной насущным проблемам.
Масштабная акция
2 марта 1982 года произошла первая масштабная акция «Сендеро луминосо». В этот день штурмом была взята тюрьма строгого режима, откуда было вызволено 247 заключенных, среди которых было около сотни политических узников. Активность группировки постепенно приближалась к пригородам столицы Лима. В августе все того же 1982 года герильерос подорвали электрическую подстанцию и надолго лишили город электричества. Именно так описывал тактику революционной борьбы в своих статьях ее руководитель.
Повстанцы должны закрепиться в сельской местности, окружить города и парализовать работу государственных структур. В городах прошла серия ограблений банков, причем с неизменным убийством их охранников. Гусман пытался запугать всех, кто служит режиму. Потом начались подрывы зданий театров, при заполненных залах, в разгар представлений. Массовый террорсопровождался точечными ударами в виде казни чиновников.
Киллеры Гусмана тяжело ранили председателя национальной избирательной комиссии Доминико Гарсиа Раду, убили с десяток лидеров профсоюзов и популярных среди народа католических священников. Постепенно «Сендеро луминосо» научилась жестокости не меньше, чем у «красных кхмеров». В 1983 году в одной только Лиме было зарегистрировано 637 акций группировки. Через 2 года их число достигло 1398.
За первые три года не объявленной войны «Сендеро луминосо» совершила более 2500 террористических актов, унесших жизни 1580 человек. Путь по реке крови к социализму продолжился в последующие годы. Костяк организации составляли молодые люди, не достигшие 20-ти лет. По мнению предводителя перуанских маоистов более старшее поколение не способно воспринимать его идеи. «Сендеро луминосо» делилась на «колонны», каждая по 50-60 бойцов, действовавших в своем регионе.
Арест Гусмана
Гусман совершил огромную стратегическую ошибку. Его маоистское мировоззрение подвигло его на борьбу с частной собственностью в деревнях. В районах, контролируемых «Сендеро луминосо», повсеместно запрещалась рыночная торговля и для жителей вводился имущественный ценз – 5 коров и 50 овец на семью. Излишки подлежали конфискации и раздаче беднякам.
Крестьяне, поначалу оказывавшие поддержку партизанам, в ужасе отшатнулись от них. В городах группировка расширила круг целей. Туда попали элитные школы, магазины, склады, бензоколонки и гостиницы. Обнаглевшие последователи Гусмана начали нападать даже на посольства зарубежных стран, включая социалистический СССР. В 1992 году Гусман и его подручные провели самый громкий теракт, после которого государство мобилизовало на борьбу с последователями Мао все силы. В столичном районе Мирофлорес была подорвана бомба. В результате взрыва погибло 12 человек, а 250 получили ранения. Президент Перу Альберто Фухимори принял вызов. 12 сентября 1992 года Абимаэль Гусман был арестован.
Абимаэль Гусман в клетке для опасных преступников
Агенты спецслужб по наводке внедренных осведомителей вели наблюдение за квартирой одной столичной балерины. Зная, что Гусман пользуется благосклонностью интеллектуальной элиты и кочует с места на место, полицию насторожило количество продуктов, закупаемых хрупкой девушкой. Столько съесть ей было явно не под силу. Уверенность в том, что в ее доме скрывается Гусман укрепилась после того, как, исследуя мусор, выброшенный танцовщицей на помойку, они обнаружили пустые тюбики с мазью, используемой для лечения псориаза. Было известно, что Гусман хронически страдал именно этим заболеванием. Ночью группа захвата ворвалась в дом и без единого выстрела захватила «классика марксизма».
Абимаэль Гусман
Расчет Фухимори оказался верным. Организация, лишенная своего харизматичного лидера, резко сбавила обороты насилия, а через несколько лет практически совсем исчезла. На судебном процессе Абимаэля Гусмана приговорили к пожизненному заключению. По слухам, он добился отмены смертной казни в отношении себя, согласившись признать полное поражение. В подтверждении этому вскоре появились письма, подписанные Гусманам, призывающие повстанцев прекратить борьбу. Те называли их грубо сделанной фальшивкой. Тогда власти показали живого Гусмана по телевизору, где он повторил написанное. После ареста Гусмана руководство организацией переходило из рук в руки. Перуанские спецслужбы набили руку в поимке руководящих «товарищей».
Стоит отметить, что Гусман оказался не единственным, кто отказался от прежних идей. «Товарищ Фелисиано» в застенках также отрекся от «Сендеро луминосо». Ряды организации стали стремительно таять, а оставшиеся отряды уходить глубоко в лес к истокам Мараньона. Почти четверть века престарелый Абимаэль Гусман провел в одиночной камере на острове Сан-Лоренсо неподалеку от Лимы. Рядом с ним расположились лидер другой террористической организации «Движение Тупак Амару» Виктор Полай и правая рука уже бывшего президента Фухимори Владимир Монтисинос. Одна из соседних камер пустует. Она предназначена для победителя многолетней заочной дуэли Альберто Фухимори. Бывший президент, обвиненный в коррупции и нарушении прав человека, получивший кличку «Кровавый хорек», ждет часа, чтобы наяву продолжить дискуссию со старым врагом. Теперь их возможности искусственно уравняли.
Свежие комментарии