В последние пару десятилетий прошедшего века у школьников ещё не было ноутбуков, смартфонов, планшетов и других современных благ. Но существовала культура дворовых игр, и у детей поколения 80–90-х гг. было множество развлечений и хобби, которые делали жизнь интереснее и счастливее.
Предвестниками первых социальных сетей можно назвать анкеты.
Ими увлекались в основном девочки. Бралась обычная тетрадь, в ней записывались вопросы разного характера: о семье, любимых песнях и кино, мечтах, путешествиях, животных и даже о том, кто из мальчиков нравится. Хозяйка анкеты давала её заполнить другим девочкам, то есть, говоря современным языком, «добавляла их в друзья». После ответов на вопросы полагалось написать доброе пожелание или стихотворение, приклеить или нарисовать картинку.
Резиночка — это самая любимая подвижная игра девочек 80-х гг. Требовалась обычная бельевая резинка длиной 3–4 м. Концы её связывали. Два человека вставали друг напротив друга и натягивали резинку на уровне щиколоток, постепенно поднимая её всё выше от тура к туру. Третья девочка прыгала через неё, выполняя определённые элементы. На самом последнем туре резинка находилась на уровне ушей.
Фишки (кэпсы, поги, сотки) — это картонные диски с нарисованными героями мультиков и сериалов. Вариантов игры в них было несколько, но общее правило одно: те фишки, которые при ударе переворачивались рубашкой вниз, переходили к новому владельцу. Из-за них разворачивались нешуточные страсти, были «разорившиеся» и «богачи», дававшие кругляши в долг. А учителя нередко старались изъять и разрезать фишки, полагая, что они отвлекают детей от учёбы.
Для игры в классики на асфальте мелом по схеме рисуется поле. Играющие прыгают по квадратам на одной или двух ногах, одновременно толкая «битку» (камешек, шайбу, монетку) так, чтобы не наступить ногой на черту.
Чем больше у ребёнка было календариков, тем он был «авторитетнее». Особенно ценились переливающиеся картинки.
Для игры в ножички на земле или песке рисовался круг, который делился на равные части по числу участников. Затем игрок, встав в свой сектор, пытался попасть ножом в поле противника так, чтобы лезвие воткнулось в землю. Если это удавалось, прочерчивалась линия, отнималась «земля» соперника. Побеждал тот, у кого на момент окончания игры оказывалась самая большая «территория».
Лабиринты могли быть как простыми, так и многоуровневыми, в форме куба, шара или цилиндра. Внутри был один или несколько шариков, их нужно было загнать в выемки. Эта была настоящая головоломка, иногда неподдающаяся даже взрослым.
Водяные пистолеты тогда были дорогими, поэтому использовались обычные пластиковые бутылки. В крышечке раскалённым гвоздём прожигались дырки, и можно было обрызгивать водой своих «врагов», играя, например, в войнушку.
А вот «забава» с карбидом далеко не безобидная и даже опасная. Чаще всего эти «камушки» набивали в пластиковую бутылку, куда наливали воду, затем отходили и ждали, пока пары карбида раздуют пластик. Взрыв происходил внезапно. При этом если находиться рядом, можно получить серьёзные ожоги.
Вкладыши от жвачек считались настоящим сокровищем детей 90-х. Кто-то собирал всё подряд, другие — конкретную серию. Самыми популярными были вкладыши от жвачек Turbo, Donald Duck, Bombibom, Final, Boomer. Девочкам нравились Love is и картинки с кадрами из сериала «Элен и ребята».
Секретики — это развлечение для дошколят и младшеклассников. Бралось стёклышко, желательно цветное, зарывалось в землю, а под него подкладывались «сокровища»: фантики от конфет, бусины, фольга, бутоны цветов, монетки и т. д. Стекло присыпалось землёй, но так, чтобы оставалось небольшое окошечко, через которое видна композиция. Место это запоминалось, и рассказать о нём можно было только другу. А другие дети старались «клад» отыскать.
У детей 90-х было множество игр с мячом, практически неизвестных современным школьникам: «Вышибалы», «Хали-хало», «Квадрат» и т. д. Очень популярен был «Козёл». На стене дома или гаража мелом рисовались «ворота», куда кидали мяч. Задача игроков — по очереди и одним касанием ноги отбить мяч и отправить его снова в «ворота». Тому, кто промазал, присваивались поочерёдно все буквы из слова «козёл». Победитель — тот из игроков, кто оказался последним «необозванным» полностью.
Самые популярные игры со скакалкой в 80–90 гг. – «Часики», «Десяточка», «Алфавит». Весёлая коллективная забава – «Волны». Два человека держат длинную скакалку с двух концов и создают колебания с разной амплитудой. Остальные дети должны перепрыгнуть через скакалку так, чтобы её не задеть. Тот, кто не справился, из игры выбывает.
В наше время электронная игра «Ну, погоди!», конечно, кажется примитивной, но в середине 80-х гг. она была мечтой почти каждого школьника. Волк должен был ловить яйца, которые катились всё быстрее и быстрее. Приобрести игру могли далеко не все родители: она стоила 25 рублей. Для сравнения: хлеб можно было купить за 20 копеек, а килограмм мяса — за 3–4 рубля.
Тамагочи появились в середине 90-х гг. Это электронный питомец, которого надо было вовремя кормить, укладывать спать, убирать за ним. От отсутствия заботы он «погибал». Дети, как правило, очень расстраивались, но ненадолго, поскольку заводили себе нового подопечного.
Современным школьникам такие развлечения могут показаться странными и неинтересными. Но все эти игры развивали умственно и физически, и неплохо бы детям научиться играть в некоторые из них, особенно подвижные.
Свежие комментарии