Российские миллиардеры готовят в британской столице запасные аэродромы.
Те времена, когда в Лондон из России устремлялись Огарев, Герцен, большевики и другие оппозиционеры, кончились с гибелью Литвиненко и Березовского. Теперь россиянин, покупающий британскую недвижимость - это совершенно аполитичный бизнесмен, который стремиться спрятать в Британии от отечественных неурядиц и возможных судебных преследований себя и свои капиталы.
Заметна и тенденция: чем более активно внедряются санкции против Российской Федерации, тем больше ее граждан скупают элитную лондонскую недвижимость. Никого не смущает даже подорожание английской инвесторской визы (дающей со временем ее обладателю право получить вид на жительство и гражданство) вдвое в прошлом году: теперь для ее получения необходимо инвестировать в экономику Соединенного Королевства не менее £2 млн.Как сообщает Forbes cо ссылкой на агентство Knight Frank, в 2013 году основными приобретателями такой визы стали китайцы (43%) и россияне (25%). За девять месяцев прошлого года количество визополучателей из России выросло на 69%. Так как до четверти инвестируемых средств позволяется тратить на покупку недвжимости, россияне активно вкладывают средства в покупку дорогих апартаментов. Только за апрель — ноябрь прошлого года доля русских покупателей премиум-недвижимости (от £10 млн за объект) в центральном Лондоне составила 21%, тогда как за шесть предыдущих месяцев — 13%.
Застенчивые покупатели на миллиард
«Россияне предпочитают не афишировать свои покупки, и все агенты по недвижимости стараются, чтобы информация никуда не просочилась», — рассказывает Роман Григорьев, управляющий агентством LonGrad. «В 2014 году две крупнейшие покупки были совершены участниками русского списка Forbes, но говорить мы о них не можем», — упоминает другой риелтор. Большая часть премиум-недвижимости покупается на офшорные фирмы. Покупатели, не скрывающие приобретений (как, например, совладелец Альфа-банка Петр Авен или бывший банкир Александр Лебедев), — редкость. Но лондонской недвижимостью интересуются не одни лишь магнаты. «Здесь всегда были покупатели из России, готовые вложить £10 млн в таунхаус в Челси, сейчас же мы видим спрос со стороны среднего класса — на апартаменты уровня £500 000 в Чизике», — отмечает Том Манди, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle. «60% наших русских клиентов делают покупки стоимостью £2–8 млн, 25% — до £2 млн», — говорит Оксана Салфали, управляющий директор London Relocation Consultancy. Многие покупают недвижимость для жен и детей, учащихся в Великобритании, некоторые — как инвестицию. Предприниматель Давид Якобашвили, два года назад купивший и отремонтировавший дом на Кадоган-сквер, теперь намерен его продать. «Лондон — финансовый центр, самые богатые люди едут сюда и готовы платить, — поясняет он. — Все правила для инвестиций в недвижимость четко обозначены, и экономическая ситуация привлекательная, цены хорошие. Сейчас я рассматриваю еще два проекта для покупки там».
Сент-Рублевка
«Русские очень любят жить вокруг парка, важно, чтобы до него можно было дойти за 5–10 минут. Конечно, все думают о Гайд-парке. Но рассматривают и Риджентс-парк, и Хэмпстед», — говорит Роман Григорьев из LonGrad. Востребованы и дорогие районы в центре рядом с Гайд-парком, близко к торговым и ресторанным зонам: Мейфэр, Белгравия, Найтсбридж, Кенсингтон. По словам Оксаны Салфали, популярен и Вестминстер — цены там пока приемлемые, в пешем доступе Вестминстерский дворец с Биг-Беном. Партнер Property Vision Гульнара Лонг отмечает, что молодым нравятся модные районы Ковент-Гарден и Сохо, а за пределами Лондона россияне интересуются закрытыми поселками вокруг гольф-полей в графстве Суррей, например Сент-Джорджес-Хилл и Вентворс. Роман Григорьев называет эти два поселка «местной Рублевкой» — в Сент-Джорджес-Хилл из 430 домов русским принадлежит примерно четверть.
Russia-тауны
По словам Романа Григорьева, с 2012 года вырос интерес россиян к коммерческой недвижимости — ресторанам, магазинам, спа-салонам. «Несколько крупных российских девелоперов в 2014 году стали искать инвестиционные проекты для застройки, — добавляет он. — Раньше доходность 20–25% годовых всем казалась смешной, но ситуация в России изменилась, приходится смотреть на другие рынки».
Некоторый переполох в минувшем году вызвали санкции: чиновники и окологосударственные бизнесмены избавлялись от активов или пересматривали схемы владения. В ноябре вместе с повышением порога по инвесторской визе была отменена возможность тратить до 25% средств на недвижимость. В декабре иностранцев ждал еще один сюрприз — увеличение гербового сбора при покупке жилой недвижимости. Но россиян это не отпугнет, единодушно говорят риелторы, в ситуации кризиса предпочтительнее хранить свои деньги в надежных активах. А Лондон в 2014 году в очередной раз в рамках исследования AFIRE (Ассоциации иностранных инвесторов в недвижимость) был признан лучшим городом для таких инвестиций.
Кто, где и чем владеет
Роман Абрамович: особняк Lindsey House за £90 млн. В прошлом году олигарх Роман Абрамович купил особняк Lindsey House, который расположен на улице Кенсингтон Палас Гарден. Когда-то это здание являлось частью посольства СССР, затем России, а в период Холодной войны здесь даже находилось оборудование для электронного слежения. В 2004 году особняк выкупил бельгиец Пьер Лагранж за 19 млн фунтов стерлингов. Вложив некоторую сумму в реконструкцию здания, Пьер затем продал его Абрамовичу за £90 млн.
Андрей Бородин: имение с особняком за ₤140 млн. Самый дорогой особняк Великобритании был продан в прошлом году бывшему главе Банка Москвы Андрею Бородину. 300-летние здание вместе с имением находится неподалеку от деревни Ременхэм в английском графстве Беркшир. Особняк обошелся Бородину в за ₤140 млн, что примерно 217 млн долларов.
Алишер Усманов: особняк на севере Лондона за £50 млн. Особняк Beechwood House в Хэмпстеде был куплен Алишером Усмановым в 2008 году. Ранее здание 19 века, выполненное в викторианском стиле, принадлежало одному их эмиров Катара, купившего особняк в 70-х годах у королевской семьи Саудовской Аравии. Площадь участка, на котором расположен особняк, составляет 4,5 га.
Олег Дерипаска: 6-этажное здание в районе Белгравия: £50 млн. В 2004 году Дерипаска приобрел шестиэтажный особняк, расположенный на площади Белгрейв в престижном районе Белгравия. Ранее здание принадлежало герцогам Бедфордским – крупным владельцам лондонской недвижимости.
Леонард Блаватник: особняк по соседству с Абрамовичем за £41 млн. В 2004 году Блаватник стал собственником особняка, расположенного на улице Кенсингтон Палас Гарден. Его недвижимость несколько уступает по размерам особняку Абрамовича – всего-то 10 спален вместо 15.
Елена Батурина: дом с 90 комнатами за £40 млн. Второй по величине после Букингемского дворца особняк Witanhurst был продан в 2008 году. В нем 90 комнат и 25 спален. В британских СМИ появилось сообщение, что его владелицей стала глава компании «Интеко» Елена Батурина. Однако она отрицает свою причастность к данной покупке и даже судилась о этому поводу с британскими газетами.
Российский бизнесмен Андрей Гончаренко купил самый дорогой дом в Великобритании — особняк в одном из самых престижных районов Лондона обошелся ему в 120 млн фунтов стерлингов (205,5 млн долларов), сообщает The Daily Mail. Британский таблоид называет Гончаренко “теневым олигархом с офшорными активами”.
Как уточняет газета, речь идет об особняке Hanover Lodge, который находится в королевском Риджентс-парке. Причем это уже четвертая покупка Гончаренко на лондонском рынке недвижимости за последние три года: по данным DM, бизнесмену также принадлежат особняк Mayfair на 50 St James Street стоимостью 70 млн фунтов, еще один особняк за 41 млн фунтов на Lyndhurst Road в районе Хэмпстед и дом на 102 Eaton Square в Белгравии за 15 млн фунтов. Таким образом, Гончаренко является сегодня обладателем недвижимости в Лондоне на 250 млн фунтов (428 млн долларов).
Скандальный процесс между бывшим членом Совета Федерации Владимиром Слуцкером и его экс-супругой Ольгой получил продолжение в британском суде, который постановил, что в их роскошном особняке в центре британской столицы должна жить Ольга Слуцкер вместе с детьми. В Высоком суде Лондона бывшие супруги пытались оставить каждый за собой трехэтажный дом, расположенный в одном из самых престижных районов столицы - Кенсингтон и Челси. Оценочная стоимость дома - порядка 40 миллионов фунтов, то есть около 65 миллионов долларов. Владимир Слуцкер настаивал на том, что в 2000 году, когда был приобретен объект недвижимости, его просто "одурачили", не вписав в документы на дом. Ольга Слуцкер в свою очередь заявила, что все вложения в особняк, благодаря которым его стоимость за 12 лет выросла с шести до 40 миллионов фунтов, - ее заслуга. К тому же исключительное право на недвижимость подтверждает тот факт, что во всех бумагах стоит лишь ее имя.
Свежие комментарии