Демонстрировать одежду в СССР считалось занятием недостойным: не нужно ни образования, ни особых навыков, оклад – от 67 до 90 рублей, как у рабочих низкой квалификации, да и вообще интерес к моде и раскованное поведение на подиуме советская мораль принимала за распущенность.
На худсовете в Доме моделей на Кузнецком Мосту
Показ мод в ГУМе, 1966 г.
Жёны чиновников на правительственных показах не отказывали себе в удовольствии «поставить на место» нарядных красавиц, на которых масляными глазами смотрели их мужья. Однажды после такой перепалки Слава Зайцев призвал девушек за кулисами: «Держите себя достойно! Не понимаете, что вы для них – б**ди в законе? Но оттого должны быть ещё более недосягаемы!»
Негативное отношение к профессии отразилось в кино: Гена Козодоев (Евгений Миронов) в «Бриллиантовой руке» – манекенщик и контрабандист, Ира Соболевская (Наталья Фатеева) в «Месте встречи изменить нельзя» – модельер Дома моделей и любовница матёрого бандита, подруги Ляля и Лёля (Алла Балтер и Мария Постникова) в сериале «Следствие ведут знатоки» – манекенщицы и легкомысленные спутницы крупного мафиози.
С другой стороны, профессия давала возможность вырваться из мира унылого ширпотреба. А избранных манекенщиц выпускали за рубеж, но тогда каждый их шаг контролировался «высокоморальными» сотрудниками органов, которые запрещали им контакты с иностранцами, но при этом сами вечерами по-хозяйски вламывались к ним в номера с вином и мстили, если получали отказ.
Жизнь подиумных богинь только с виду казалась лёгкой и красивой, а в действительности у одних были поломаны судьбы, а другим личное счастье досталось тяжёлой ценой. Многие сегодня знают о трагедии Регины Збарской, которая лечилась в психбольнице и покончила с собой в 52 года. Anews вспоминает других знаменитых советских манекенщиц.
Валентина Яшина
Она царила на подиуме 50-60-х, за границей её называли «советской Гретой Гарбо», а в СССР по её фигуре шились вещи для масс. В ту эпоху, в отличие от нынешней, демонстрировалась одежда всех стандартных размеров – от 42 до 50-х – и мода для разных возрастов, так что она участвовала в показах и журнальных съёмках до 65 лет.
Но её попытки модничать в повседневной жизни вызывали неприятие. Однажды прохожие отчитали её за «непристойный» брючный костюм и накрашенные губы. Валентина вернулась домой в слезах, а вскоре в журнале «Советская женщина» от имени простой работницы напечатали призыв «быть скромнее», отказаться от духов, косметики и «вредной зарубежной моды».
Яшина была женой художника Николая Малахова, который умер в начале 90-х, оставив после себя большую квартиру и мастерскую в самом центре Москвы, а также картины, оцененные в 5 млн долларов. В нулевые на российском телевидении стали бурно обсуждать, почему при таком богатом наследстве Валентина жила сначала в коммуналке, затем на даче, и подрабатывала в собственном подъезде уборщицей.
Часть её родни и близкие знакомые винили сына и внука в том, что они цинично обобрали её и бросили в одиночестве. Сама Яшина, впрочем, не высказывала никаких претензий: «Живу на даче, дышу природой. Мне нравится, я не страдаю, не чувствую, что что-то потеряла».
Её смерть в 2007 году тоже вызвала массу домыслов. Легендарная манекенщица сохраняла красоту до последнего дня, но на церемонии прощания гроб оставался закрытым. По одной версии, тело женщины, забытой собственными наследниками, нашли в дачном доме только через несколько дней. В свою очередь внук утверждает, будто тело забыли заморозить в морге. При этом ни сына, ни внука Валентины Яшиной на похоронах не было.
Лёка (Леокадия) Миронова
В СССР она была дочерью «врага народа» (отца арестовали в 50-е как потомка дворянского рода), а на Западе её считали ярчайшей звездой наравне с балериной Майей Плисецкой и олимпийским чемпионом-легкоатлетом Валерием Брумелем. Её знали за границей, хотя она была невыездной, и называли «русской Одри Хепберн».
Иностранцы умоляли советское руководство отпустить Лёку на парад лучших манекенщиц мира в Нью-Йорке и Лондоне и предлагали баснословный для тогдашних реалий контракт – 2 тысячи долларов в час. Но это категорически не вписывалось в стандарты советской морали, Миронова осталась на родине с жалкой зарплатой в 76 рублей. «Уборщицы получали 60. Но им при этом ещё и выдавали орудия труда – вёдра, тряпки, швабры. А мы всё покупали за свой счёт», - вспоминает она.
При этом из косметики в СССР можно было купить разве что ленинградскую тушь-плевалку, а остальное девушки либо сами покупали из-за границей, экономя на 5-долларовых суточных, либо добывали в театральных гримёрках.
«А ведь была ещё катастрофа с бельём, - рассказывает Лёка. - Как-то Ив Монтан на выставке нашего легпрома в Москве увидел рейтузы и бюстгальтеры советского образца. Он не сразу понял, что такое перед ним. Вот позор!» По её словам, на съёмках порой приходилось работать без белья: «Невозможно же под хорошее платье надеть то, что в СССР считалось женским бельём!»
В конце 60-х Миронова была вынуждена уволиться из Дома моделей из-за домогательств со стороны высокопоставленного чиновника, который требовал её к себе в «эскорт». Получив отказ, он заставил её поплатиться: полтора года Лёку не принимали ни на какую работу, но при этом ей грозило уголовное наказание за «тунеядство». Впрочем, она ещё легко отделалась, других, бывало, даже не спрашивали: «У нас работали две манекенщицы, у которых были дети от Берии. Но их Берия заполучил силой. Его люди увезли их прямо с улицы».
У самой Лёки, одной из первых красавиц страны, личная жизнь так и не сложилась. Был неудачный брак с российским телережиссёром, а в 70-е случился роковой роман с литовским фотографом. Она заметила его на модном показе, по её словам, он был невероятно красив, «между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным». Долгое время они не могли познакомиться, потому что общение с иностранцами за кулисами было строго запрещено, а она думала, что он швед, тогда как он считал её француженкой. Они были вместе два года, но пришлось расстаться из-за угроз прибалтийских националистов, к которым принадлежала и его семья.
Лёка Миронова с возлюбленным
С тех пор за 40 с лишним лет она больше не посмотрела ни на одного мужчину. Весной 2016-го в ток-шоу на ТВ Миронова поделилась: «Я с 70-х лет неприкасаемая вообще. У меня не было отношений с кем бы то ни было. Я живу одна, да, я живу одна, и никого мне не надо».
Галя Миловская
Слишком худая по советским меркам (42 кг при росте 170), Галя считалась идеалом в мире западной моды. Она участвовала в советских выставках за рубежом, но когда её приглашали поработать с ведущими модельными агентствами, советские кураторы резко отказывали.
В своё время влиятельная основательница агентства Ford Эйлин Форд даже послала в Москву запрос, подписанный самим президентом США Никсоном, но ответ был неизменным: «Это запрещено и точка. Вы что, с луны свалились?»
Американскому журналу Vogue потребовалось два года, чтобы добиться разрешения на съёмку Миловской в Кремле и на Красной площади. Поначалу никто в СССР получившихся фото не видел – иностранный глянец, как и прочее, был под запретом, но потом советский журнал «Америка» перепечатал один из снимков – и разразился скандал. Позу девушки, сидящей с расставленными ногами спиной к Кремлю, сочли не просто вульгарной, а антисоветской.
Миловская вспоминает, как её вызвали прямо к министру лёгкой промышленности. По наущению парторгов она оделась предельно скромно, даже хуже, чем одевались в то время самые простые советские работницы. А министр окинул её с головы до ног и язвительно спросил: «Что же вы не разлеглись на Красной площади?»
Впрочем, на первый раз студентку простили. Но скоро разразились новые скандалы. Её выставили из Щукинского училища как «морально падшую», когда двое пожилых руководителей курса узнали её среди манекенщиц на показе купальников. А последней каплей стала фотосессия для итальянского журнала L'Espresso: мало того, что Галя представила неслыханно бесстыдное, по советским оценкам, новшество – боди-арт, так ещё материал вышел под заголовком «На прахе Сталина».
Карьера и мечты о будущем на родине рухнули в один миг. Миловской пришлось эмигрировать, сдав советский паспорт и отказавшись от гражданства. Это было в апреле 1974-го. Она вспоминает, что прощание с родными было как похороны, отъезд дался ей очень тяжело. При первой же возможности, в перестройку, она вернулась на родину, но только погостить.
Уже больше 40 лет Галя Миловская живёт в Париже, она замужем за французским банкиром-миллионером. Окончив курсы кинорежиссуры в Лос-Анджелесском университете и Сорбонне, она основала собственную продюсерскую компанию и сняла множество документальных фильмов, получавших высокие оценки на престижных кинофестивалях, особенно лента «Эти безумные русские» («Ce Fou de Peuple Russe»), посвящённая художникам, эмигрировавшим из СССР в 1970-80-х годах.
В 2009 году с организатором светских мероприятий Мишелем Суайе
Татьяна Шигаева (позже Михалкова)
«Боттичеллиевская девушка», как её называл Слава Зайцев, была одной из немногих манекенщиц с высшим образованием (Институт иностранных языков им. Мориса Тореза) и потому за ней был особый контроль со стороны КГБ. Она даёт понять, что некоторые её коллеги и сами работали на органы и могли при случае доносить на других, тем более что девушки конкурировали между собой за зарубежные поездки.
Однажды, например, донесли, что она посетила ресторан с Никитой Михалковым, который ещё не был её мужем. Татьяна вспоминает, что и её вызывали на Лубянку, показывали фотографии гостей на приёмах в посольствах, где она тоже бывала, расспрашивали, кто есть кто. «Было, конечно, страшно, но все обходилось, слава богу», - говорит она.
Многие СМИ сегодня утверждают, что Татьяна была «любимой манекенщицей» Зайцева. Но в 2000 году тот отозвался о ней не очень-то лестно: «Таня Михалкова всегда изображала девственницу. Я достаточно участвовал в её жизни. Приходилось разбираться с её первым мужем, который её избивал. Я к ней очень хорошо отношусь. Но она такая всегда была... в общем, наивная. Непонятно, почему она сейчас решила заняться модой? Придумала какой-то „Русский силуэт“. Таня – великолепная домашняя хозяйка, воспитала прекрасных детей – это её дело. Но какое отношение она имеет к созданию моды, не имея ни профессии, ни навыков, ни элементарных знаний культуры одежды?»
Тогда же модельер с негодованием раскритиковал её нынешний стиль, который многие считают сомнительным: «Вот сколько раз Тане Михалковой говорил: „Приди ко мне, я тебе сделаю классный макияж, нормальную причёску, этот с*аный бантик сниму с головы...“ – нет, бесполезно, она не понимает. Или сознательно игнорирует. И мне непонятно, как этот человек хочет возглавлять моду! Только у нас возможны такие парадоксы. Кошмар!»
Действительно, щеголять безвкусицей после опыта работы с лучшими художниками-модельерами совсем уж странно. Впрочем, стоит вспомнить нелепые наряды других наших эстрадных знаменитостей, чтобы понять, что бантик и шорты – ещё не самое худшее сочетание
Свежие комментарии