Советские, российские колонии и тюрьмы – места нерадостные, и не только из-за бытовых условий, но, главным образом, из-за царящих там нравов. И особенно этим отличались во все времена колонии для малолетних преступников – «малолетки». Негласные правила, выработанные сидельцами «малолеток» особенно жестоки и мелочны оттого, что их авторы – дети.
Тюремные касты («масти»)
Так же, как во взрослых колониях бал здесь правят «блатные» -- те, кто относится к профессиональным преступникам. Далее следуют «приблатненные» (приближенные к «блатным») и «третий стол» (приближенные к «приблатненным»). Самой многочисленной категорией лагерных сидельцев являются «пацаны». Так называют ребят, совершивших первое в своей жизни преступление, и настроенных после отсидки вернуться к нормальной жизни. Правила, установленные «блатными», они не нарушают, с администрацией не сотрудничают, но и в «блатные», как правило, не стремятся. Каждый представитель этих каст может подняться в высшую «масть». Представителям же более низких каст такое повышение не светит никогда. К этим кастам относятся: «форшмаки» (допустившие проступок по незнанию), «нехватчики» (вечно голодные, прячущие в карманы хлеб, доедающие за товарищами куски и т.п.), «шныри» (слуги), «козлы» (стукачи), «петухи» (пассивные гомосексуалисты). Впрочем, в каждой колонии имеются собственные вариации названий и правил, установленных для всех «мастей». Незыблемыми, пожалуй, остаются статус и названия лишь трех «мастей»: «блатных», «пацанов» и «петухов».
Порядок производства в «масть»
Каждому вновь прибывшему устраивают «прописку», с целью выяснить моральные качества и статус человека. Существует правило: никаких приемных испытаний устраивать человеку нельзя, пока ему не разъяснят все нормы поведения и традиции зоны. В зонах-«малолетках» испытания выглядят, по описаниям бывалых «сидельцев», с одной стороны,как ритуал инициации, бытующий в разных примитивных племенах, с другой, как крайне жестокая, но все же -- игра. Испытуемому задают вопросы «на смекалку». Например: «Почему Жуков едет на белом коне?». Правильный ответ: «По земле». Его могут заставить прыгнуть с верхнего яруса нар вниз головой, чтобы проверить, насколько он смел . Если он решится на прыжок, то товарищи успеют растянуть одеяло. Имеют огромное значение и сведения о новичке, поступившие «с воли», его «послужной список», так сказать. Если стало известно, что новичок был когда-то «опущен», то ему не поможет самое блестящее прохождение «прописки». Если же в камере оказывается бывалый «блатной», то и прописки не потребуется, почет и уважение обеспечены и так. Впрочем, любому представителю «высших каст» следует держать ухо востро, чтобы не «опустили». «Опущенным» считается отнюдь не только тот, с кем был совершен половой акт, «опустить» могут, плеснув мочой или прикоснувшись к коже половым органом. Кроме того, в разряд «петухов» можно попасть, просто по незнанию сев с ними за один стол, и даже… заштопав себе носки. Опустить может и воспитатель, специально, в порядке наказания, переложив с престижного спального места к «чертям» или «козлам», и еще хуже – к «петухам».
Что на «малолетке» считается «западло»
В зонах, где содержатся малолетние преступники, очень много разнообразных «табу», нарушение которых грозит немедленной карой. Почему совершать то или иное действие нельзя, даже сами зеки не всегда знают, но ответ один: это делать «западло». Значит, лучше не рисковать. Так, «западло» поднимать с пола упавшие предметы, особенно зубную щетку и сигареты. В бане категорически нельзя поднимать мыло. Категорически «западло» не мыть руки после туалета, и дело тут не только в гигиене, но и в том, что рука, которая касалась гениталий, становится как бы «ритуально нечистой», оскверняя все, к чему она прикасается. В бане следует пользоваться двумя мочалками, одной моют тело выше пояса, другой – ниже.«Блатным» «западло» есть черный хлеб с чаем, а особенно – всухомятку. Кстати говоря, «малолетки» поражают целым рядом странных «пищевых табу». Так, колбасу есть нельзя, она похожа на мужской член. Сало тоже, поскольку свинья «напарафинилась» (пропиталась) запахом нечистот, хлеб растят коммунисты, поэтому он тоже «западло», курицу – петух топтал, и так далее. Разумеется, эти правила соблюдали не всюду и не всегда, но иногда они служили поводом для придирок к человеку, которого намеревались «опустить». В некоторых колониях малолетние зеки отказываются есть ячневую кашу, поскольку сечка – «петушиная пища», и капусту – «еду козлов». Во время еды нужно следить, чтобы последняя ложка не коснулась дна тарелки, на дне всегда должно что-то оставаться, иначе сочтут «нехватчиком» (иначе «кишкаблудом»). И, наконец, «западло» -- это все, что имеет красный цвет. Красный – цвет советской власти, а власть – это враг всех «блатных» и «правильных пацанов». Ни один правильный зек на «малолетке» никогда не возьмет предмет красного цвета в руки. Даже сигареты «Прима» курить было нельзя, ведь они в красной пачке. Если к кому-либо приезжает на свидание мать в красной кофте или в красном платке, зек обязан отказаться от свидания. Впрочем, после 1991 года это табу исчезло вместе с «красной властью».
Про самолеты и погоняла
Если названные выше традиции и табу имеют хоть какое-то объяснение, то были на «малолетках» обычаи, которые никакому истолкованию вообще не поддаются. Эти странности можно объяснить только одним: они родились из бессмысленных и жестоких, но детских игр. Чем, кроме игры объяснить такой, например, обычай: вновь прибывший в зону вечером первого дня должен был залезть на решетку и кричать: «Тюрьма, тюрьма, дай погоняло, но не простое, а воровское!». Так новичок и висел на решетке, пока ему не давали прозвище. При этом, нужно было быть начеку, поскольку могли предложить, например, звучное слово «квантус» в качестве клички. По незнанию новичок соглашался, и такстановился носителем клички, означающей палку для прочистки отхожего места. Еще более бессмысленным был такой обычай: если пролетает самолет, нужно было немедленно спрятаться под стол, а в иных колониях, еще и миску одеть на голову, неважно, есть там еще баланда, или уже нет. Самолет становился проблемой и для тех, кто шел по нужде. Если нужда была большая, то в туалете следовало оставаться до тех пор, пока не пролетит другой самолет. Знающие люди делали из бумаги самолетик, запускали его, и это служило разрешением сойти с толчка. Большинство этих обычаем и табу бытовали в колониях в 70-80-е годы. В наше время этикет «малолеток» стал несколько проще.
Источник: По каким понятиям жили в советских колониях-«малолетках»
© Русская Семерка russian7.ru
Источник: По каким понятиям жили в советских колониях-«малолетках»
© Русская Семерка russian7.ru
Свежие комментарии