Почти во всех регионах страны уже введён обязательный режим самоизоляции не только для особых групп риска, но и для всех граждан. Для этого нужно закрыться дома и выходить только в крайних случаях. А вот как быть тем, кому попросту негде закрыться? Life попытался разобраться, как быть бездомным в этих непростых условиях.
Группа большого риска
Гречка, туалетная бумага, медицинские маски — для них это не сейчас стало дефицитом, когда пришёл коронавирус. Дефицит они испытывают всегда. Едва ли они пользовались жидкостью для обработки рук и в те времена, когда она была в достатке, не говоря уже о теперешнем дефиците. Конечно, сложно сейчас всем, но им ещё сложнее. Бездомные, пожалуй, одна из главных групп риска при заболевании коронавирусной инфекцией.
Фото © ТАСС / Сергей Фадеичев
Во-первых, за сутки в поисках еды и тепла бездомные совершают едва ли не больше перемещений, чем, даже профессиональный курьер, а значит, шанс подцепить заразу у них выше. Во-вторых, многие из них уже почтенного возраста, практически у всех — хронические заболевания почти наверняка, а об ослабленном иммунитете и говорить нечего, учитывая питание и злоупотребление алкоголем. В-третьих, о доступе к каким-либо средствам защиты и профилактике заболевания и мысли ни у кого нет. Более того, после закрытия всех торговых центров и общественных мест бездомным банально умыться-то негде. И наконец, в-четвёртых, сейчас многие из них при резко ухудшившейся погоде ищут тепла у входов в метро и на вокзалах, где поток людей даже в условиях самоизоляции высок. Даже при наличии симптомов убивающей сейчас десятки тысяч людей по всему миру инфекции проверяться бездомные вряд ли пойдут. А это значит, что угроза распространения заболевания в местах скопления людей значительно выше, чем в обычном офисе.
Многие скажут: "Ну неужели бездомным некому помочь, ведь есть же службы?" Конечно, есть. Но вот как этим службам действовать в новых условиях, совершенно непонятно.
Два дня мы занимаемся тем, что пытаемся получить разъяснения, что делать бездомным людям в режиме самоизоляции. Чем больше мы спрашиваем, тем больше складывается ощущение, что про них могли просто не подумать. Сейчас закрываются пространства, к которым бездомные регулярно обращались, им негде погреться
Дарья Байбакова, директор московского филиала благотворительной организации "Ночлежка"
Во многих странах, по словам руководителя московской "Ночлежки", действуют в этой ситуации примерно одинаково. Быстро переоборудуют различные подходящие пространства: где-то — пожарные части, где-то — отели, офисы, хостелы, мотели, городские спортзалы — и забирают людей с улицы. Их размещают там на некотором удалении друг от друга, ставят раскладушки, чтобы люди могли некоторое время жить.
Я, например, сейчас понятия не имею, мы потратили понедельник-вторник на то, чтобы в каком-то департаменте узнать, а как нам продолжать нашу работу. Мы не имеем права организовывать кормление, когда скапливается более 50 человек.
Наталья Авилова, директор благотворительного фонда "Доктор Лиза"
Закон суров, но...
Как будут действовать новые меры наказания в случае нарушения режима самоизоляции для бездомных, тоже пока непонятно совсем. Никаких инструкций по этому поводу ещё не было. Куда, например, сотрудникам полиции, встретившим на улице бомжа, препровождать его, если дома у человека нет, как и документов. Получается, что он и законные требования выполнить просто не может, даже если и очень хочет самоизолироваться. Более того, сложившаяся ситуация неясности — что делать — может спровоцировать ещё большие проблемы с законом.
Часть наших подопечных — это люди, которые сидели, или люди, у которых есть сложности с алкоголем. Они могут стать агрессивными, сейчас добровольческие организации и движения всё меньше и меньше выезжают с помощью в места скопления, мы этих людей просто провоцируем на агрессию, они могут взломать какой-то ларёк, снять с кого-то куртку сейчас, потому что им не довезли.
Наталья Авилова, директор благотворительного фонда "Доктор Лиза"
Свежие комментарии