Тюремный закон – это вам не обыкновенный распорядок дня, он выполняет куда более важную функцию – регулирует отношения в коллективе. На официальном уровне лишь рассчитали время для сна, работы и приема пищи, а вот быт и правила общения – на совести зэков. Вот и пришлось их придумывать, чтобы хрупкая система в условиях полной замкнутости и крайнего напряжения не рухнула.
Во-первых, очень многое решает иерархия. Все заключенные фактически делятся на «касты», и тут улучшай-не улучшай карму, подняться на ступеньку нельзя. Спорить с «авторитетом» и его приближенными («блатными») – себе дороже. Авторитет может и начальству доложить, и избиение организовать. Сотрудничать с руководством тюрьмы зэк имеет право в таком и только таком чине, а вот все остальные активные и инициативные по тюремным понятиям – «козлы». Самой многочисленной социальной группой в криминальной среде являются «мужики», у которых цель одна – освободиться и больше никогда не попадать за решетку. К особо умным авторитеты даже прислушиваются.
Правила. Самое главное на зоне – следить за языком. Материться, как ни странно, нельзя, говорить, не подумав, тоже. За любое сказанное слово обязательно спросят. Спрашивают и за поведение на воле, и за татуировки, которые тоже имеют очень важное значение в иерархии. Например, набить волка может только зэк, который в прошлом, как минимум, поднял сокамерников на бунт. Нельзя также поднимать вещи с пола, трогать чужое, обманывать и «борзеть». Крайне внимательно нужно следить за гигиеной, на зоне это – залог выживания, и с неопрятными зэками церемониться никто не будет – попадут в касту изгоев.
В больших камерах для поддержания порядка разделяются еще и обязанности. Есть люди, осуществляющие сообщение между камерами с помощью протянутых веревок «коней», к которым крепятся записки и небольшие грузы. Есть сторожа, смотрящие и даже казначеи, отвечающие за «общак», скидываться в который обязаны все без исключения.
Звучит вполне по-человечески, но есть и свои заморочки. К примеру, кое-где западло – штопать себе носки. Также в некоторых банях моются двумя мочалками (одна – до пояса, другая – ниже пояса) и ни в коем случае не называют вафельное полотенце вафельным (связано с тюремным жаргоном, обозначающим зэка из «опущенных»), только «в клеточку» и никак иначе.
Но не стоит думать, что заключенные за эти правила спрашивают даже с новичков. В первое время (особенно, если это потенциальные «мужики») им все рассказывают, показывают и объясняют. Бывалому сидельцу достаточно вежливости и нормального отношения, чтобы к сокамернику не было претензий.
Свежие комментарии