Алкоголь в кино может быть частью художественного замысла. Но бывают произведения, в которых «зеленый змий» становится чуть ли не главным героем. К ним относится фильм «Особенности национальной охоты».
Сюжет
Молодой уроженец Финляндии просит своего друга из России показать ему традиционную русскую охоту.
В своих фантазиях он представляет нарядных русских дворян на лошадях, гончих собак, бородатых ловчих с азартом в глазах. Эти сцены, кстати, пародируют охоту Ростовых из «Войны и мира».Реальность же готовит ему нечто другое. Он присоединяется к компании охотников: генералу российской армии, сотруднику уголовного розыска, офисному работнику, милиционеру и егерю. Они приезжают на лесной кордон и пьют водку.
Непосредственно охоте посвящены два коротких эпизода. Все остальное экранное время герои занимаются адовым распитием. В процессе периодически попадают в различные забавные ситуации.
Финн искренне не понимает, почему все пьют, и никто не охотится. В голове у него не укладывается, что в России охота – не самоцель. Русский человек этим занимается не для ь пропитания или трофеев. Это лишь повод, чтобы на время оставить повседневную суету, расслабиться, забыть о проблемах и хотя бы на чуть-чуть забыться совсем.
История фильма
Автором сценария и режиссером стал почти неизвестный в то время Александр Рогожкин. К работе над фильмом он привлек актеров, с которыми работал еще на ранних этапах своей карьеры: Алексея Булдакова и Виктора Бычкова.
Снялись и непрофессиональные актеры. Например, Сергей Гусинский, сыгравший одну из самых ярких ролей – милиционера Семенова.
Съемки фильма в основном проходили в лесах Ленобласти в августе-сентябре 1994 года. Сцена, в которой Кузьмич отправляет корову в бомболюке бомбардировщика, снималась на военном аэродроме в Псковской области. К сожалению, во время съемок корова упала, и получила серьезные травмы. Животное пришлось забить на мясо, а сцену завершали при помощи компьютерных спецэффектов.
Хороший или плохой?
Фильм увидел свет в 1995 году и сразу же породил споры о себе. С одной стороны картина «Особенности национальной охоты» имела успех. Актеры, которые в нем снялись, вдруг стали популярны. Широкой публике стал известен и сам Рогожкин, хотя ранее он считался режиссером фильмов «не для всех».
С другой стороны, фильм сильно ругала ура-патриотичная общественность. Рогожкина обвиняли в том, что он оскорбил русский народ, выставив его нелепым, глупым и вечно пьяным.
Однако основная масса фильм восприняла тепло. Положительные оценки работа получила и от профессиональных кинокритиков. В рецензиях как раз отмечалось то, как остроумно режиссер обыграл глупые стереотипы о России. Например, охотники в фильме фотографируются с пьяным медведем, а милиционер играет на балалайке блюз.
Рецензенты отмечали и отличную работу с характерами персонажей. С одной стороны они ведут себя как, простите, быдло с залитыми шарами, но в то же время хорошо показан из глубокий внутренний мир, философское отношение к жизни и происходящей вокруг катавасии.
Продолжения
Успех киноленты нужно было развивать. Уже через год страна увидела фильм «Операция «С Новым годом!». Это приквел (предыстория то есть) к «Особенностям национальной охоты». Те же герои в канун Нового года попадают все вместе в больницу. Знакомятся и соображают, как будут отмечать праздник. Особой популярности фильм не снискал.
После этого Рогожкин занимался съемками фильма «Блокпост» и сериала «Улицы разбитых фонарей». А в 1998 году вернулся к теме и родил «Особенности национальной рыбалки». Герои плывут на баркасе на рыбалку. Протрезвев, понимают, что случайно попали в Финляндию. Спешно возвращаются в Россию, забыв на чужбине безумное количество водки. Далее они пытаются вернуть алкоголь. Картина стала популярной, но была заметно слабее «Охоты».
В 2001 году Рогожкин снял «Особенности национальной охоты в зимний период». Количество героев сократилось. Алкогольные мотивы ушли на второй план. В целом фильм вышел этаким крепким середнячком. Критиками и публикой он был воспринят довольно холодно.
Но процесс было уже не остановить. Вскоре выходит картина «Особенности национальной политики». Фильм повествует о том, как генерал Иволгин участвует в выборах в качестве кандидата. В принципе зрители и рецензенты давно подметили, что Иволгин «срисован» с генерала Лебедя. Но здесь это сходство стало основой фильма. Сюжет изобилует отсылками к политическим процессам 90-х. Даже обыгрывается «история с коробкой из-под ксерокса». Но, видимо, в 2003 году это все уже было не актуально. Фильм остался почти незамеченным.
В «Политике» Рогожкин уже выступает лишь в качестве сценариста. А к более поздним «Особенностям» он не имеет вообще никакого отношения. В 2007 году выходит фильм «Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной». Он о том, как двое друзей оказываются на дрейфующей льдине, но продолжают рыбачить и травить байки. Это очень неудачная попытка заработать на успехе первых фильмов. Работу ждали очень низкие оценки зрителей и кинокритиков.
Была еще одна часть – «Особенности русской бани» 1999 года. По сути это попытка эксплуатировать известное название. Фильм является очень затянутой третьесортной эротикой. Из знакомых героев в нем только Кузьмич (его здесь называют Митрич). Сыгравший его актер Виктор Бычков – единственный представитель команды «Особенностей». «Баню» снимали совсем другие люди.
Если вы по какой-то причине не знакомы с циклом «Особенностей», спешите исправиться. «Особенности национальной охоты» хоть и рассказывает о 90-х, актуален и по сей день. К тому же он оказал заметное влияние на российскую культуру. Взять хотя бы лаконичные тосты генерала Иволгина. Ну, за кинематограф!
Свежие комментарии