В 90-х на экраны один за другим выходили боевики и криминальные драмы, в которых герои демонстрировали владение разными стилями рукопашного боя. Образы «крутых парней» примерили на себя многие отечественные актёры, а на съёмочной площадке им приходилось выполнять трюки уровня голливудских звёзд — Дольфа Лундгрена, Жан-Клода Ван Дамма, Стивена Сигала.
..АЛЕКСЕЙ СЕРЕБРЯКОВ
К моменту выхода фильма «Фанат» Алексей Серебряков уже был известным молодым актёром, но после премьеры боевика о каратисте Малыше он стал народным кумиром, чьи портреты зрители вешали на стены. Его герой профессионально занимался карате, но связался с уличной бандой, прошёл через «дедовщину» в армии, отточил там боевые навыки и стал бойцом без правил на подпольной арене…
Сценарий к фильму написал Мурат Джусоев — в прошлом тренер по вольной борьбе. Интересовался боевыми искусствами и режиссёр Владимир Феоктистов, который был соавтором сценария. Консультантами и актёрами второплановых ролей стали однофамильцы Борис и Олег Кантемировы — мастера боевых искусств, тренеры по карате. Именно они обучали актёров, в том числе и утверждённого на главную роль Алексея Серебрякова. После премьеры «Фаната» пересматривали как пособие по карате — настолько профессионально были поставлены бои…
До съёмок Алексей Серебряков никакого отношения к боевым искусствам не имел, но зато он занимался акробатикой, что давало хорошую спортивную подготовку и закаляло характер. Актёр совершенно не ожидал такого фурора, который произвёл боевик, и не испытывал тяги к ролям крутых парней. От съёмок в продолжении он отказался, но ему предлагали и предлагали роли каратистов, кикбоксеров, бандитов, рэкетиров, «афганцев»… На последнее актёр согласился и спустя два года сыграл «русского Рэмбо» в знаменитом «Афганском изломе».
ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ и ИГОРЬ ЛИВАНОВ
Эти актёры объединены неспроста — с разницей в два года они сыграли в разных фильмах одного и того же героя — бывшего «афганца» Савелия Говоркова из книг писателя Виктора Доценко.
В 1990 году вышла экранизация романа «Срок для Бешеного», которую называли первым литературным боевиком. История отслужившего в Афганистане десантника, который до отправления на фронт был лучшим учеником сенсея Магасаки, а после связался с бандитами, обрела огромную популярность и породила длинный цикл продолжений. Через год после её выхода Доценко переработал сюжет в сценарий под названием «...По прозвищу „Зверь“», а через два года была экранизирована его вторая книга — «Тридцатого уничтожить». В новой истории Савелию предстояло столкнуться с мафией и оказаться пленником на военной базе в Средней Азии.
Для роли Говоркова, которому приходилось много драться, был нужен крепкий спортивный молодой человек. Им стал начинающий актёр Дмитрий Певцов, которому роль в боевике «…По прозвищу „Зверь“»принесла узнаваемость и славу крутого парня. Певцов серьёзно занимался дзюдо и карате и до поступления в театральное училище хотел стать профессиональным спортсменом, так что проблем с экшн-сценами не было. После премьеры вплоть до 2000-х актёру доставались герои, которые были непрочь поразмяться в хорошей драке…
В экранизации романа «Тридцатого уничтожить» герою поменяли имя — он стал Сергеем Черкасовым. На роль Тридцатого пригласили Игоря Ливанова — актёр профессионально занимался боксом, отслужил в морской пехоте и думал поступать в физкультурный вуз. Спортивные навыки позволили ему обходится на съёмочной площадке без дублёра.
ОЛЕГ ФОМИН
Тяжёлая криминальная драма «Меня зовут Арлекино» была снята по мотивам пьесы Юрия Щекочихина «Ловушка 46, рост второй». Главный герой по прозвищу Арлекино был лидером небольшой группы, которая нападала на неформалов и обеспеченных «мажоров». Его девушка предпочла ему состоятельного мужчину, но потом вернулась, столкнув между собой молодых людей из разных социальных слоев…
Через два года после «Меня зовут Арлекино» Олега Фомина, как владеющего боевым искусством, пригласили заменить Алексея Серебрякова в продолжении боевика «Фанат». Вторая часть была менее популярной, чем первая, но зато укрепила славу Фомина как героя боевиков — следом вышли «Дрянь» и «Стервятники на дорогах», после чего актёр стал заниматься режиссурой и характер его ролей изменился.
АЛЕКСАНДР ПЕСКОВ
Тема вернувшихся из Афганистана и ищущих себя в мирной жизни солдат в начале 90-х была очень популярна. Именно об этом написал свой первый сценарий будущий сценарист Юрий Рогоза. Главный герой Николай после Афганистана эмигрировал в США и работал инструктором в спортивном клубе. Проблемы нашли его, когда он поехал в СССР повидаться с боевым товарищем и узнал, что тот был недавно убит. В попытках узнать правду о его гибели, Ник сталкивается с бандой рэкетиров… Сценарий назывался «Возвращение», но в процессе съёмок его переименовали в «Америкэн бой».
На главную роль взяли Александра Пескова — актёр уже давно снимался в ролях второго плана, играл солдат и милиционеров. Песков был физически подготовлен к съёмкам в боевике — он занимался боксом, карате и гимнастикой и ориентировался на уровень Ван Дамма и Шварценеггера. Актёр с большим удовольствием принялся за работу — ему понравилась и история, и возможность хорошенько «поразмяться» в экшн-сценах. Почти все трюки он выполнял сам — его не пришлось ни особо тренировать перед съёмками, ни дублировать.
После этой роли Александр Песков зарекомендовал себя как актёр сугубо «мужского» кино — его стали приглашать в боевики, зачастую на роли отрицательных персонажей. Он переиграл множество мафиози, главарей, авторитетов, а также справедливых милиционеров, офицеров и полковников. Причём, эти герои чередуются в его фильмографии до сих пор.
ЕВГЕНИЙ СИДИХИН
Криминальная драма «За последней чертой» вышла на экраны в 1991 году. История боксёра, который отсидел в тюрьме за избиение и после освобождения попал в банду рэкетиров, особой оригинальностью сюжета не отличалась, зато автором сценария был знаменитый Эдуард Володарский.
На актёров, которые занимались боксом или борьбой, в тот период был большой спрос — почти все они получали предложения сниматься в боевиках. В том числе и Евгений Сидихин, чья подготовка была более чем серьёзной. Помимо того, что он пять раз становился чемпионом по вольной борьбе среди ленинградских юниоров, актёр побывал на войне в Афганистане — служил в составе танкового батальона.
Фильм «За последней чертой» стал фактически дебютом актёра. Вскоре он получил предложение сыграть главную роль в криминальном сериале «Русский транзит». Для этого Сидихину пришлось осваивать карате — он играл преподавателя боевых искусств, который после Афганской войны работал «вышибалой» в баре… После «Русского транзита» основными героями Сидихина стали люди при исполнении — военные и следователи, которые всегда были готовы постоять за себя в рукопашном бою.
Одной из лучших ролей актёра считается следователь Кудасов из сериала «Бандитский Петербург», который объединил сразу несколько «крутых парней 90-х» — Сидихина, Певцова и Серебрякова. В этом сериале к ним присоединились «крутые парни 2000-х» — Игорь Лифанов, Михаил Пореченков, Евгений Дятлов и другие…
Свежие комментарии