Сегодня у многих появляется ностальгия по СССР, в котором и стекловата была сладкой и слоны крупнее. Страсть сравнивать по принципу «было и стало», коснулась и мультипликации. Одних раздражают японское аниме, других — бездуховные американские мультфильмы. Давайте посмотрим, что советские мультипликаторы могли противопоставить буржуазной анимации.
Вне всякого сомнения, среди советских мультипликаторы были великолепные мастера своего дела. «Остров сокровищ» и «Айболит» Давида Черкасского, «Аленький цветочек» Льва Атаманова, многочисленные шедевры «Союзмультфильма» и немало других прекрасных лент стойко ассоциируются у многих с детством.
Но стоит признать, что некоторая часть выпускаемых на 1/6 части суши детских мультфильмов была полным трэшем или, в лучшем случае, невменяемым психоделом. Давайте вспомним наиболее яркие «шедевры» и не будем так жестоки к «Симпсонам» и «Губке Бобу».
Большой Тылль
По мнению многих, снятый в 1980 году в Эстонии мультфильм «Большой Тылль», является олицетворением чистого зла. Тандем режиссера Рейни Раамата и самобытного художника Юри Аррака оказался настолько успешным, что смотреть результат их работы могли далеко не все взрослые.
Симпатичные персонажи, не так ли?
Между тем, мультфильм о подвигах героя народного эстонского эпоса Большого Тылля и его жены Пирет, адресовался детям дошкольного и младшего школьного возраста. Кстати, по мотивам мультфильма тут же выпустили не менее готичную детскую книжку.
Писать об этой эпичной ленте можно долго, но лучше один раз увидеть и услышать. Кстати, звуковой ряд, от которого на голове шевелятся волосы, и начинают плакать норвежские металлисты, очень органично лег на видеоряд. В общем смотрите сами.
Контакт
Вышедший в 1978 году мультипликационный фильм «Контакт», режиссера Владимира Тарасова, был непонятен для многих. Особо «продвинутые» дети могли догадаться, что речь идет о контакте с внеземной цивилизацией, но большинство застывало перед экраном в легком недоумении.
«Превед» из СССР
Саундтрек из никому еще неизвестного «Крестного отца», в очень смелой обработке, также был мало понятен детям. Теперь мы можем лишь строить предположения, каким образом забористый афганский героин попал на «Союзмультфильм».
Ежик в тумане
Чтобы там не говорили о мультфильме «Ежик в тумане» — эта анимационная лента заслуживает самой высокой оценки. Юрий Норштейн создал поистине гениальный продукт, который высоко оценили во всем мире. Несмотря на это, считать детским психоделический мультфильм, вызывающий мурашки по коже, как-то не хочется.
Сова у Норштейна и у Босха
Одни видят в ленте сходство с полотнами Иеронима Босха, другие считают, что путешествие Ежика сродни прогулке Данте в Ад. Но практически все уверены, что в мультфильме содержится глубокий скрытый смысл, как-то связанный с жизнью и смертью.
Шкатулка с секретом
Созданный в 1976 году Валерием Угаровым по мотивам замечательной сказки Владимира Одоевского мультипликационный фильм «Шкатулка с секретом» — это настоящий адов угар в стиле клокпанк. Масштабные механизмы, диалоги в стиле рэп и бесконечно уродливые персонажи заставляли переключать телеканал в первые 2-3 минуты действа.
Всегда хотелось спросить у авторов — почему они не нашли другого способа реализовать свои таланты, а занялись именно мультипликацией?
Келе
Экранизация чукотской народной сказки «Келе», созданная режиссером Михаилом Алдашиным в 1988 году — это коротенькая хоррорная картина из жизни малых народов севера. Особого внимания заслуживает необычная графика ленты — она похожа на наскальные рисунки или, если угодно, тиснение на коже.
Многорукое хтоническое чудовище с половыми признаками, дети без лиц, подвешенные на деревья, молниеносно меняющие в кадре жутковатые образы — все это завораживает взрослого, но может сделать заикой ребенка.
Два клена
Мистический анимационный триллер «Два клена», снятый режиссером Анатолием Солиным в 1977 году, позиционируется как история о самопожертвовании и материнской любви. Однако, нужно сказать, что способ продвигать вечные ценности автором был выбран странный.
Встреча Бабы Яги и главной героини. В шоке обе
Сложно представить мать, которая захочет рисковать психикой ребенка в целях воспитательной работы и показывать эту инфернальную ленту с героями, похожими то ли на плохо сохранившиеся египетские мумии, то ли на несвежих утопленников.
Месть кота Леопольда и продолжения
Вы знаете, что помимо любимого всеми каноничного мультфильма про кота Леопольда, существовал еще один вариант? Мультфильм Анатолия Резникова, снятый в 1975 году, разительно отличается от привычной нам экранизации. «Кот Леопольд курильщика», а по другому назвать этот шедевр сложно, делался при помощи техники перекладки, как и не к ночи упомянутые нами выше «Два клена».
Энергетик или наркотик? В детстве такого вопроса не возникало
Неестественные движения персонажей, их крайнее уродство и жуткие неожиданные метаморфозы, убивают на корню весь воспитательный смысл, заложенный в ленте, оставляя лишь неприятный осадок.
Очевидно, автор не понял с первого раза, что создал монстра и спустя некоторое время появился сиквел мультфильма — «Леопольд и золотая рыбка». Но, несмотря ни на что, таблетки «Озверин», которыми кот закидывался для включения мода берсерка, прочно вошли в народный фольклор.
Мы ни коим образом не пытаемся умалить заслуги создателей этих мультфильмов, многие из которых удостоены высоких наград на международных фестивалях. Просто мы хотим напомнить о том, что отсутствие выбора делает людей всеядными, что наглядно видно на множестве примеров из жизни СССР. «За неимением горничной, сплю с дворником» — так говорил об этом явлении герой советских же анекдотов, незабвенный поручик Ржевский.
Свежие комментарии