Заброшенные земли когда-то великой страны под названием СССР. Так сказать, не вписавшиеся в рынок территории и военные базы. Власти РФ сочли их лишним бременем.
Фотографии из авторского проекта Андрея Шапрана.
«Северный мыс» - часть работы над проектом «Крайние Земли». Андрей Шапран работает над ним с 2005 го года - около года на Южных Курилах (2005-06, 2010, 2013), в Якутии, на Ямале, в Красноярском крае (Норильск и Дудинка), дважды в экспедициях на Чукотке (2008 и 2015), три месяца на севере Камчатки (2007).
В принципе, к этим кадрам текст не нужен. Мне кажется, их стоит раскрывать во всю ширину самого большого из доступных вам мониторов (смотреть со смартфона - только портить впечатление) и молча, долго-долго разглядывать. Картинки затягивают в себя.
Андрей Шапран:
Цель проекта «Крайние Земли» – рассказать о территориях, которые находятся за пределами внимания обычных людей.
Это всегда северные территории Российской Федерации – закрытые для посещения и засекреченные в советский период. Сейчас они не менее труднодоступны, хоть и по другим причинам - чисто техническим. Четырехмесячная поездка на Чукотку в 2015 году стала очередным этапом в моем проекте.
Северный Мыс – это название дал территории лично Джеймс Кук, дрейфовавший здесь в 1778 году. Это была самая северная достигнутая им точка материка. В России тогда на престоле была Екатерина II, а эти земли только проступали на картах из белого пятна.
В советское время Северный мыс был одним из самых закрытых мест на земле: здесь располагались воинские части, база ПВО, здесь принимали и отправляли военные самолеты. Это называлось "аэродром подскока" для стратегической авиации, когда она полетит бомбить Америку.
Сегодня эта земля почти полностью свободна от присутствия людей — население мыса сократилось с 17 000 до трех десятков человек, здешний поселок Мыс Шмидта был официально отселен в 2013-м.
Предлагаю ознакомиться с этими фото. Можете их также посмотреть на интересном ресурсе Front.Photo или на личном сайте автора.
Памятник на побережье на въезде в поселок Шмидта на западной стороне, в память о моряках, оставшихся в море.
Мыс Вебера - так называется часть Северного мыса. Еще сутки–другие и море скроется подо льдом.
Заброшенный корабль на побережье.
Памятник Отто Юльевичу Шмидту на въезде в поселок Шмидта со стороны аэродрома.
Закрытая гостиница «Полюс» на территории закрытого аэропорта на мысе Шмидта.
Мыс Шмидта, пурга. Списанные самолеты у взлетной полосы.
Поселок Шмидта с видом на Чукотское море.
Заброшенные остатки радиолокационных установок. Панорама мыса Вебера с видом на чукотский национальный поселок Рыркайпий.
Заброшенное укрепсооружение на подъезде к аэродрому с восточной стороны.
Район воинского укрепсооружения на восточной стороне мыса Шмидта.
Восточная сторона поселка Шмидта.
Простреленная звезда на детском захоронении (оно очень старое, ещё 1943-го года) на территории заброшенной воинской базы ПВО.
Пурга на Северном мысе.
Пурга на Северном мысе.
Остатки ограждения на заброшенной базе ПВО.
Волна на побережье. Мыс Шмидта.
На побережье. Мыс Шмидта.
На заброшенной базе ПВО.
Мыс Кожевникова и Чукотское море, покрытое шугой.
Восточно-Сибирское море, последний прилив на побережье в районе Шмидта. Через несколько часов прибой здесь "остановится", все заполнит шуга - мелкий рыхлый лёд, появляющийся перед ледоставом.
Территория бывших воинских складов в районе Шмидта.
На заброшенной территории базы ПВО.
На территории «нового» кладбища.
Несколько лет назад местные жители предприняли неудачную попытку отвадить белых медведей от своего поселения - вывезли несколько десятков туш моржей в сопки. Белые медведи на приманку с побережья не ушли, но из тундры пришли бурые медведи, их считают даже более агрессивными. Медведи поели трупы моржей и на следующий год взялись за человеческие останки на местном кладбище - разрывали могилы, разгрызли деревянные гробы.. Местные охотники стали их отстреливать, зверей стало меньше, но полностью медвежий вандализм не прекратился...Теперь хоронят на новом кладбище, и гробы с телами закладывают в металлические контейнеры.
На территории «нового» кладбища.
Памятник ИЛ-14 на заброшенной территории ГМО – был установлен местным энтузиастом авиадиспетчером шмидтовского аэропорта Юрием Дунаевым с третьей попытки – в честь легендарной авиамашины, принимавшей участие в освоении Крайнего Севера.
Бывшая территория базы ПВО на территории Северного мыса.
Пурга на побережье.
Заброшенный остов корабля, покрытый слоями наледи.
Заброшенный корабль на побережье. Пурга.
Поселок городского типа Мыс Шмидта (или просто - Шмидт, как говорят местные).
Поселок городского типа Мыс Шмидта.
Панорама ближайшего по-прежнему населенного пункта - национального поселка Рыркайпий с береговой линии Чукотского моря. Население - 600 человек. Название поселка переводится с чукотского языка как «затор для моржей».
Побережье Чукотского моря, национальный чукотский поселок Рыркайпий, пожилая женщина со своими собаками пробирается через снежные переметы на побережье для разделки погибших моржей.
Заброшенные северные территории когда-то великой страны (35 фото)
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии