Телами участников на брусчатке было выложено слово "хуй". Акция проводилась в канун дня рождения Ленина и была интерпретирована как посягательство на его память.
Формально акция приурочена к закону о нравственности - 15 апреля 1991 года вышел закон о нравственности, где было, в том числе, запрещено ругаться матом в общественных местах.
Идея акции (кроме ее очевидного протестного смысла) состояла в совмещении двух противоположных по статусу знаков: Красной Площади, как высшей иерархической географической точки на территории СССР, и самого запрещенного маргинального слова. Собственно, это самый эффективный способ скандала (большинство скандалов делаются именно так: привнесение в высший, сакральный, официальный контекст чего-то маргинального, запрещенного, вытесненного).
Что касается протестного смысла, то это был протест против повышения цен и практически физической невозможности существовать и работать.
До этого мы свои представления делали в различных ДК (дом культуры), арендуя у них пространства и собирая деньги на аренду с билетов. А после первого повышения цен все ДК требовали 100 % предоплату (у нас таких денег конечно не было). Художественная жизнь полностью замерла. Так же и люди, на долгие десять лет погрузились в глубочайшую депрессию. Практически никто из зрителей на художественные выставки, перформансы и проч. не ходил. Эпоха Горбачева кончилась.
По факту проведения акции было возбуждено уголовное дело по статье 206 часть 2 "Злостное хулиганство, отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом или особой дерзостью" (также это было обвинение в оскорблении Ленина). Дело было закрыто через три месяца следствия, по отсутствию состава преступления.
В этом вопросе помогла советская творческая интеллигенция. Пошли письма в нашу поддержку от известных людей. Поэт Андрей Вознесенский так предложил ответить на обвинения в оскорблении Ленина: "Скажите, что если бы вы хотели оскорбить Ленина, то вы бы тире перед словом поставили (положили)". Мы действительно никакого Ленина не хотели оскорблять. Но, на фото получалось: на Мавзолее написано ЛЕНИН, а на брусчатке «написано» ХУЙ.
Эта же акция, по признанию специалистов, стала началом нового периода в истории российского искусства - периода московского уличного акционизма. В принципе, уличные акции ЭТИ делали задолго до акции на Красной Площади, но именно эта акция в силу ее чрезвычайной известности и скандальности отметила начало нового периода.
Свежие комментарии