В начале двухтысячных рукопашный и ногомахательный экшн находился в глубоком кризисе – ни Голливуд, ни Гонконг, ни Япония не могли не только предложить что-то новое, но даже вернуться к уровню середины девяностых. Пока в 2003 в Таиланде не вышел фильм «Онг Бак» с писклявым мальчишкой в главной роли и непривычным для западного зрителя боевым искусством муай тай, отвечающим за зрелищность предприятия.
Того мальчишку звали Тони Джа, и ему было суждено встать в один ряд с Брюсом Ли и Джетом Ли. Успех фильма не только обозначил Таиланд на карте жанрового кино и породил несколько отличных тайских боевиков, но в вдохновил кинематографистов других стран Юго-Восточной Азии снять свой «Онг Бак»: с Вьет Во Дао и французскими легионерами («Мятежник», 2007, Вьетнам), с силатом и гангстерскими разборками («Рейд 1-2», 2011-2014, Индонезия), с Бокатором и зэками («Побег из тюрьмы», 2017, Камбоджа).Тайский экшн – это боевик с прямолинейным, часто примитивным до абсурда сценарием, обычно небольшим бюджетом, в лучшем случае посредственной актерской игрой, акцентом на жесткие реалистичные рукопашные бои без или с минимумом веревок, большим количеством сломанных костей, сложными трюками и эффектной хореографией, которая берет не красотой и отточенностью движений, а первобытной мощью и яростью. При просмотре тайских боевиков невольно жалеешь каскадеров. В 2018 тайский экшн скорее мертв, чем жив. Отъезд Тони Джа со скандалом из Таиланда, кончина Панна Риттикрая и внутриполитическая напряженность в стране не лучшим образом сказались на местной киноиндустрии.
5 фильмов, дающих понять, чей муай тай круче
Онг Бак (Ong Bak: The Muay Thai Warrior) 2003, режиссер – Прачья Пинкаю. Фильм, который превратил муай тай в по-настоящему мировой феномен. Слагаемые успеха: простой сюжет о подпольных боях/турнирах, реалистичная и предельно жесткая хореография боев, минимум монтажных склеек, максимум теплых ламповых трюков.
Рожденный сражаться (Born to Fight) 2004, режиссер – Панна Риттикрай. Идеальный трэш-боевик для поколения девяностых. В нем есть практически все, что нужно фанатам жанра. «Рожденный сражаться» – очередной клон «Крепкого орешка» с захватом заложников, похищенным ядерным оружием, грандиозным побоищем все против всех и взрывом целой деревни в финале. Взрыв, кстати, тоже теплый и ламповый: только пиротехника, никакого CGI.
Честь дракона (Tom Yum Goong) 2005, режиссер – Прачья Пинкаю. Не так часто актеру, режиссеру или экшн-хореографу удается после успешного дебюта поднять планку на новую высоту. У Джа и Пинкаю получилось. Смотреть фильм придется с открытым ртом: снятая с эффектом одного дубля сцена в ресторане, разборка в буддийском храме с мастерами разных единоборств, пародия на «Матрицу.Перезагрузку» c сотней одинаковых статистов в черных костюмах, на каждого из которых Тони тратит по одному-два удара, и доведенная до разумного предела сюжетная схема противостояния Давида и Голиафа – в финале Тони сходится в рукопашную сразу с четырьмя человекоподобными мастодонтами во главе с человеком-горой Натаном Джонсом. Единственный серьезный минус – абсолютно дурацкий даже по меркам боевого кино сценарий.
Онг Бак 2 (Ong Bak 2: The Beginning) 2008, режиссеры – Тони Джа, Панна Риттикрай. Фильм, за которым закрепилась репутация полного провала, что не совсем справедливо. Тот случай, когда ограниченность кругозора фанов боевого кино не позволяет объективно взглянуть на картину. Второй «Онг Бак» – настоящий видеоарт жанра martial arts, грандиозный жанровый эксперимент, серьезно подмочивший репутацию Тони в кругах любителей простого и эффектного кино.
Шоколад (Chocolate) 2008, режиссер – Прачья Пинкаю. Женская версия «Онг Бака» заставила поклонников боевого кино выучить новое непростое имя – Яанин Висмитананда. К большом сожалению Яанин не удалось подобно Тони превзойти или даже развить успех: последующий её фильмы заметно слабее и, что самое печальное, не так зрелищны.
5 человек, разбирающихся в муай тай
Тони Джа – самая яркая звезда боевого кино 21 века и главная причина, почему тайские рукопашные боевики приобрели мировую популярност
Панна Риттикрай – человек-оркестр: актер, режиссер, экшн-хореограф, иногда сценарист. Именно синергия жесткой полноконтактной хореографии Риттикрая и бойцовских скиллов Тони Джа позволили «Онг Баку» стать мировым феноменом. К сожаления скончался в 2014, не оставив после себя достойных преемников.
Дэн Чупонг– тайский кинобоец № 2. Достойные бойцовские скиллы, но почти полное отсутствие харизмы.
Яанин Висмитананда – женщина-кинобоец. Рост «метр с кепкой», жесткий стиль боя на экране.
Прачью Пинкаю – режиссер «Онг Бака» и «Чести дракона».
Свежие комментарии