На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    сопливый щенок, Запомни: военная служба - это постоянная Военная учеба, освоение  своей Воинской специальности и сове...5 самых ненавистн...
  • Николай Сатин
    Идиотка, ты как все пиндосы представляешь службу в армии, как куча таких как ты идиотов, целыми днями  чистит картошк...5 самых ненавистн...
  • Ингерман Ланская
    Приятные воспоминания о службе - как свиней пас..5 самых ненавистн...

Как джинсы в идеологической войне победили.

1 jeans7.jpg


Послевоенный СССР, как это "непатриотично" не звучит, был страной дефицита и фарцовщиков.

И одним из культовых дефицитных предметов, на котором фарцовщики, а позже и подпольные цеховики наживали состояния, были джинсы.

Позволить купить себе фирменный прикид мог далеко не каждый. На джинсы копили, ими спекулировали, за них садились в тюрьму.




Первые джинсы появились в СССР в 1957 году, когда в Москве состоялся Международный фестиваль молодежи и студентов.

brodude.ru_29.04.2014_DcFoixryWCxIL-663x449.jpg

Международный фестиваль молодежи и студентов. 1957.

2-663x442.jpg

Именно тогда советские люди приобщились к дениму. СССР был страной трудящихся, где работать были обязаны все, а многие даже не просто работали, а вкалывали. И в обществе был огромнейший запрос на удобную и носкую повседневную одежду, которая была именно "рабочей", потому что костюм-тройка с этой функцией откровенно справиться не мог. И именно из-за этого громадного запроса народ на фестивале в джинсы и влюбился.

По какой-то не совсем понятной мне причине и из каких-то невнятных в данном случае идеологических соображений, которые в наше время выглядят просто необыкновенно глупыми, вместо того, чтобы начать закупать эти самыe джинсы или же начать их производство в стране, партийное руководство решило объявить джинсы (не фрак, не смокинг, не бальное платье, не тиару с бриллиантами, а рабочие штаны) буржуазной пропагандой.

Я понимаю, что время было специфическое, только что заканчивался самый неприятный период Холодной войны с разгулом в США маккартизма (с 1950 по 1957), но именно с рабочими штанами ошибка была сделана колоссальнейшая, поскольку джинсы не были одеждой для какой-то маргинальной группы населения типа как сейчас на голые платья без трусов запрос существует в основном в группе представителей шоу-бизнеса, джинсы безусловно были, есть и будут одеждой для всех.

В 1959 году в СССР появился черный рынок по продаже джинсов. Среди главных организаторов сбыта было двое молодых людей - Рокотов и Файбишенко, он же Файнберг.

2 jeans2.jpg
Интурист на Красной площади в модном по тем временам прикиде.

В 1961 году Никита Хрущёв съездил в Берлин, и там ему ехидно сообщили, что такого черного рынка фарцы, как в Москве, нет нигде в мире. Он вернулся в Союз мрачным и решил устроить показательное дело.

За валютные операции были арестованы трое самых крупных организаторов черного рынка в стране — Ян Рокотов по прозвищу Косой, Файбишенко (Файнберг) и Яковлев. Они создали такую крупную сеть скупки валюты и вещей, то при задержании у них изъяли 1,5 миллиона долларов наличными, и это в стране, где валютные операции были запрещены!

3 02_yan_rokotov.jpg


В 1961 году они по совокупности всех преступлений были приговорены к смертной казни, но первым двоим (Рокотову тогда было 33 года, и Файбишенко (Файнбергу) было 24) зачем-то включили в обвинение пункт "за торговлю джинсами" причем неискушенный следователь был лично еще мало знаком с дефицитным товаром, поэтому сделал орфографическую ошибку и написал "спекуляция жипсами".

Наверное, этих людей можно сравнить с неким подпольным миллионером Корейко, которого мы все помним из романа "Золотой теленок". И, наверное, можно вспомнить любимый многими сериал "Место встречи изменить нельзя", где банды убийц занимались не то что фарцовкой, а грабежами и спекуляцией товарами народного потребления, с которыми в послевоенной стране был дефицит. То есть в то время банды типа "Черной кошки" еще были в людской памяти, а милиция и судьи еще не забыли, как зачищали от них страну.

И вот из-за того, что в приговор были внесены слова о джинсах, в историю эти фарцовщики вошли не как крупнейшие для своего времени валютные спекулянты, а как несчастные продавцы дефицитной одежды, которых власти убили из-за "жипсов".

Kазнь фарцовщиков за спекуляцию и продажу дефицитной одежды понимания в народе не вызвала. А за границей вызвала волну возмущений и протестов, после чего уровень борьбы с джинсами и остальной контрабандой одежды слегка смягчили.

Но из-за этого на целых 30 лет этот предмет одежды стал в стране неким символом протеста. И как "элемент буржиазной пропаганды" они стали фетишем людей, которые работать то особо и не хотели. Еще раз, разговор идет о рабочих штанах, которые на западе первоначально делались для реднеков и ковбоев.

Официально джинсы в СССР не производили и не продавали до примерно 80-х. Народ получал заветные синие штаны из рук фарцовщиков, перепродававших импортные "тряпки" на подпольных рынках и квартирах, известных узкому кругу посвящённых. Сама же фарца обзаводилась товаром по-разному: от моряков и артистов, прибывающих из-за рубежа, от иностранцев, с которыми налаживали связь.

7 jeans4.jpg

Фарцевали очень многие, практически все, кто имел хоть какую-то возможность.

Моряки привозили заветные Wrangler и прочие джинсы партиями: чтобы вынести их с корабля и не попасться при досмотре, надевали под широкие матросские штаны по 4-6 — сколько получится.

8 jeans5.jpg

Известна история о пилоте, который, поддев под форменные брюки небольшую партию бесценного нелегального “шмотья”, не смог втиснуться в летное кресло…

Привозили джинсы спортсмены. В 1978 году известный тренер сборной СССР по горнолыжному спорту Леонид Тягачев пытался провезти огромную для того времени партию джинсов — 120 штук. В аэропорту контрабанда была обнаружена, причем в хитром месте — в коробках для лыжных ботинок. Уголовное дело на спортсмена завели, но до суда оно так и не дошло.

Среднемесячная зарплата в СССР в 1980 году была 169 рублей, в 1975 - 146 рублей, в 1970 - 122 рубля. Вот здесь очень хорошее видео про зарплаты со статистикой.


У фарцовщиков стоимость пары заветных штанов могла доходить до 200 рублей. Самые хитрые и беспощадные фарцовщики могли продавать джинсы по 1 штанине. Брюки разрезали, каждая половинка укладывалась в прозрачный пакет (тоже дефицит!). В момент продажи на барахолке, когда в руках покупателя оказывался вожделенный пакет с Levis или Lee, "специально обученный" человек кричал "Менты!" — покупатель судорожно совал деньги продавцу, все убегали… Только дома или в далёкой подворотне, развернув чудесный пакет, несчастный обнаруживал, что в руках у него ровно половина счастья, то есть — ничего.

10 40888090_original.jpg

Для того, чтобы избежать уголовного преследования и не иметь проблем с законом некоторые фарцовщики не перепродавали раритетный товар, а меняли его на что-то другое, не менее дефицитное. Натуральный обмен или бартер под запретом в СССР не был.

Фарцовщики были первыми "акулами свободного рынка" в СССР. Постоянные покупатели знали их в лицо, сами фарцовщики также "сканировали" толпы на рынках, у гостиниц, вокзалов в поисках обеспеченных людей.

Само слово “фарцовщик” происходит от английского for sale – “на продажу”. Собственно, продажами и перепродажами эта не самая законопослушная часть граждан и занималась, причем занималась с успехом – с фарцовки начинали свою карьеру владелец компании “Глория Джинс” Владимир Мельников, владелец знаменитого эскорт-агентства Петр Листерман, основатель русской национальной пирамиды Сергей Мавроди и музыкальный продюсер Юрий Айзеншпис. Поговаривают, что с подобной деятельности начинали певец Юрий Лоза, “физрук” Дмитрий Нагиев и основатель группы компаний “Тинькофф” Олег Тиньков.

Фарцовщиков в СССР не любили, а иногда и просто ненавидели. Без фарцовщиков в СССР жить не могли, они были необходимой частью экономической логистики.

Те времена уже канули в лету, дефицит и фарцовщики сейчас в России забыты, но не так давно имена Рокотова и Файнберга вновь всплыли из небытия. В качестве нового раскручиваемого в Америке бренда. Но об этом в следующий раз.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх