На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Добрый Кот
    Великий Актёр.Успехи бога: жизн...
  • Леонид
    Нукуда они не пропали. Одели модные пиджаки, наверстали русский язык, завели секретарш, сели в кабинеты директоров, д...Куда так быстро п...
  • Владимир Акулов
    Все  сидят  в  смартфонах...Там  интереснее...Даже  курить  стали  меньше  :  руки  заняты  сматфонами...Кто  поумнее...Куда так быстро п...

Трилогия о настоящих мужчинах в беретах

Трилогия о настоящих мужчинах в беретах. Десантные войны. Однажды в далекой-далекой стране СССР...

"В зоне особого внимания" (1977)

Режиссер Андрей Малюков, автор сценарий Евгений Месяцев. В ролях: Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов и другие.

Эталонный боевик, в котором не раздается ни единого выстрела.

Но все на месте. Динамика, развитие, сюжет, характеры героев. Настоящий качественный Голливуд -- только наш, советский.

Прапорщик Валентир — человек армии, отдавший всего себя службе. Крутой профессионал, он пользуется авторитетом у подчиненных и командования. Вне службы себя не видит. "Я сросся с армией". Семьи нет (жена умерла во время родов). Носит на шее как оберег, свое обручальное кольцо. Последнее задание.

Молодой дерзкий лейтенант Тарасов становится ему как сын. Волентир -- наставник. Десантный Оби ван Кеноби. "Не гони лошадей, командир", это почти как "Почувствуй Силу, Люк".

Молдавский актер Михай Волонтир в роли прапорщика Валентира.
Молдавский актер Михай Волонтир в роли прапорщика Валентира.
Десантника не так-то просто взять в плен. Сейчас Валентир всех разбросает и убежит.
Десантника не так-то просто взять в плен. Сейчас Валентир всех разбросает и убежит.
Анатолий Кузнецов (слева) в роли майора Морошкина. Умный и опасный враг десантников, ироничный и обаятельный. Настоящий Темный Властелин. Рядом -- Зуев (Пятков), туповатый, слегка комичный, но исполнительный помощник Темного Властелина.
Анатолий Кузнецов (слева) в роли майора Морошкина. Умный и опасный враг десантников, ироничный и обаятельный. Настоящий Темный Властелин. Рядом -- Зуев (Пятков), туповатый, слегка комичный, но исполнительный помощник Темного Властелина.

Вообще, уникальная ситуация. В отличие от США, нашим киношникам не позволялось снимать современную войну. И создавать героев, которые "одним махом семерых побивахом". Только игры шпионов, будь они неладны. И победа только через мучительно стиснутые челюсти... И с мощной идеологической нагрузкой впридачу...

А тут создатели фильма сделали интересный ход. Мы покажем вам современную армию и современную войну -- но словно бы "игру в нее". Понарошку. А все мальчишки и девчонки знают -- игра, это еще реальнее, чем жизнь.

И появился этот фильм. Легкий и увлекательный.

Никакой идеологии или нравоучений. Только действие, экшен и противостояние характеров.

"В зоне особого внимания" -- это фильм-мечта об армии. Дерзкий, яркий и вдохновенный. Талантливый и искренний. Вот в такой армии мы, советские мальчишки, мечтали служить. И пусть настоящие десантники ругаются на неточности, ошибки, косяки фильма... нет, диверсионные группы ВДВ действуют по-другому... нет, со штанговой антенны нельзя запеленговать скрытый штаб... нет, берет заломлен неправильно... и вообще, какой голубой берет в разведке?.. нет, прапорщик "прибыл, а не явился"... Все равно они в детстве смотрели этот фильм с горящими глазами. Десять раз подряд. А то и сто десять.

А потом пошли в десант.

Парашюты рванулись
И приняли вес.
Земля колыхнулась едва.
А внизу – дивизии
«Эдельвейс»
И «Мёртвая голова».

(с) Михаил Анчаров, "Баллада о парашютах". 1962 год.

Это песня о десантниках времен Великой Отечественной. Считается чуть ли не первой песней о ВДВ. Автор ее, Михаил Анчаров, писатель-фантаст, поэт и певец, служил в годы войны в рядах десанта. Тогда у советских десантников не было тельняшки и голубого берета, а только безудержная храбрость.

Он грешниц любил,
А они его,
И грешником был он сам,
Но где ты святого
Найдешь одного,
Чтобы пошел в десант?

Это точно о лейтенанте Тарасове.

"Ответный ход" (1981)

Десантники. Они ребята крутые -- это мы знаем. Но, может, найдется кто-то и покруче?
Десантники. Они ребята крутые -- это мы знаем. Но, может, найдется кто-то и покруче?
Морпехи СССР. Кстати, классическая каратэшная стойка с верхним блоком Агэ-уки. Морпехи тоже владеют рукопашным боем и у них тоже есть береты.
Морпехи СССР. Кстати, классическая каратэшная стойка с верхним блоком Агэ-уки. Морпехи тоже владеют рукопашным боем и у них тоже есть береты.

Командир полка ВДВ. Забавно, то на командире -- камуфляж в расцветке "березка", разработанный аж в 1944 году. Позади него десантник в обычной прыжковой форме советского ВДВ 70х-80х.
Командир полка ВДВ. Забавно, то на командире -- камуфляж в расцветке "березка", разработанный аж в 1944 году. Позади него десантник в обычной прыжковой форме советского ВДВ 70х-80х.
"Поговорим, батя". Прапорщик Валентир и лейтенант Тарасов. В этой части герой Бориса Галкина почему-то стал более раздолбайским и самоуверенным, чем в "В зоне особого внимания".
Советские морпехи настолько суровы, что командиром у них Вадим Спиридонов -- талантливый актер с мощной отрицательной харизмой. Это был интересный ход -- столкнуть ледяную харизму Спиридонова с раздолбайским мальчишеским обаянием Галкина -- и он себя оправдал. Смотреть на их противостояние действительно интересно. Словно у лейтенанта Тарасова кроме символического отца (прапорщик Валентир) появился еще и символический старший брат.
Советские морпехи настолько суровы, что командиром у них Вадим Спиридонов -- талантливый актер с мощной отрицательной харизмой. Это был интересный ход -- столкнуть ледяную харизму Спиридонова с раздолбайским мальчишеским обаянием Галкина -- и он себя оправдал. Смотреть на их противостояние действительно интересно. Словно у лейтенанта Тарасова кроме символического отца (прапорщик Валентир) появился еще и символический старший брат.
Капитан Швец ведет занятия. Восточные единоборства в Советской армии. Каратэ! Рукопашный бой! Морская пехота! Для нас, мальчишек, эти слова звучали слаще любой музыки.
Капитан Швец ведет занятия. Восточные единоборства в Советской армии. Каратэ! Рукопашный бой! Морская пехота! Для нас, мальчишек, эти слова звучали слаще любой музыки.

Конечно, все мальчишки мечтали узнать, кто круче: десантники или морские пехотинцы? Чье, как говорится, кунг-фу лучше?

Автор сценария -- тот же Евгений Месяцев -- это прекрасно понимал.

Поэтому фильм выводит на первый план столкновение двух характеров, двух подходов к жизни и к службе. И ведет к физическому поединку десантника Тарасова и морпеха Швеца, как к разрешению этого конфликта... Вот их конфликт обострился, пришел к пику... сейчас будет драка... Вот они уходят, чтобы поговорить наедине. Сейчас мы все увидим! Весь кинотеатр замер в ожидании. Все мальчишки затаили дыхание, я тоже. И... и...
И тут следует жестокий облом. Смена плана.
Десантник и морпех просто сидят и говорят. Все конфликты разрешились в долю секунды где-то за кадром. И мы не знаем, почему и как. Нечестно!

Это был еще один неожиданный ход -- добавить в мужские игры женщину. Причем не просто женщину, а амазонку в черном. Сомневаюсь, что женщины служили в советской морской пехоте...
Это был еще один неожиданный ход -- добавить в мужские игры женщину. Причем не просто женщину, а амазонку в черном. Сомневаюсь, что женщины служили в советской морской пехоте...
...И возможно, я ошибаюсь. Потому что вот -- реальная фотография. Матрос Валентина, радист советской морской пехоты. Однако!

Когда я смотрел "Ответный ход" в детстве, он мне показался слишком коротким -- и чересчур простым, в отличие от "Зоны особого внимания". Словно большой и очень интересный кусок из фильма выпал.
А тут я пересмотрел.
И знаете, ощущение осталось. Там действительно не хватает приличного куска. Словно схватку десантника с морпехом, битву слона и кита отсняли, но потом спохватились и вырезали из фильма подчистую.
Потому что по драматургии, по законам жанра, по ритму, да по всему -- там должна была быть схватка. Пик противостояния двух характеров, двух взглядов на жизнь и армейскую службу. Ключевая сцена. Разрешение конфликта. Мое кунг-фу лучше, чем твое кунг-фу. А ее нет.
Может, цензоры посмотрели фильм и спохватились: да вы что?! Как может советский десантник бить морду советскому морпеху? Советский офицер советскому офицеру?! И вырезали все начисто.
А разговор Тарасова и Швеца был уже после -- тот самый, по итогам схватки. Но без самой схватки у меня осталось ощущение, что меня, как зрителя, крупно обманули.
"Доигрались, настоящие мужчины?", как сказала старший сержант Зиновьева в фильме, правда, совсем по другому поводу.

На фото справа: один из самых лучших экшен-моментов фильма -- хотя и очень короткий. Погоня БТРа за "уазиком" по размытой дороге. С заносами и комьями грязи. Невероятно зрелищно.
На фото справа: один из самых лучших экшен-моментов фильма -- хотя и очень короткий. Погоня БТРа за "уазиком" по размытой дороге. С заносами и комьями грязи. Невероятно зрелищно.

К сожалению, советские чиновники, в отличие от голливудских, не могли понять простую истину -- нужно пиарить свою армию. Рассказывать о ней так, чтобы дух захватывало. После выхода "В зоне особого внимания" конкурс в Рязанское десантное училище вырос в десять раз, а после "Ответного хода", думаю, народ валом попер в морскую пехоту.
Потому что по итогам фильма у меня, мальчишки, осталось ощущение -- морпехи все же круче. И мы, мальчишки, до хрипоты спорили друг с другом, кто все-таки сильнее. Слон или кит? Десантник или морпех?
А уж сколько сотен десантников и морпехов я нарисовал шариковой ручкой в тетрадке в клеточку, это просто страшно представить.

"Одиночное плавание" (1985)

Обложка немецкого ДВД
Обложка немецкого ДВД
В роли 703 -- большой противолодочный корабль "Очаков".
В роли 703 -- большой противолодочный корабль "Очаков".

Режиссер Михаил Туманишвили, автор сценария - Евгений Месяцев. В ролях: Михаил Ножкин, Александр Фатюшин, Арнис Лицитис, Вероника Изотова.

А вот и заключительный фильм трилогии. Автор сценария тот же самый -- Евгений Месяцев. Бывший военный корреспондент, ставший специалистом по боевикам. Режиссер -- тот же Михаил Туманишвили, снявший "Ответный ход".
В детстве, когда только на экраны вышел этот фильм, я столько про него слышал. Какой это крутой фильм! Ты что! Наши морпехи против штатовских. И не учения, как в "В зоне особого внимания", а настоящие смертельные схватки. Как на войне. Я представлял, как это может быть в фильме, и у меня дух захватывало!
Посудите сами.
В то время, как американский Рэмбо пачками убивал в "Рэмбо-2-3" солдат регулярной советской армии, наши киношники этого отчаянно стеснялись. Мы за мир и все такое. Даже в этом фильме наши морские пехотинцы воюют не с регулярными войсками США, не с их безжалостными морпехами и кровавыми палачами вьетнамского народа -- "зелеными беретами", а с ренегатами-отщепенцами, руководимыми безумцем.
Ну, елки.
В роли главного героя -- Михаил Ножкин. Сейчас я скажу ту фразу. Тот Самый Ножкин, Который написал знаменитую песню "Последний бой". Казалось бы, нет ничего лучше! Мужественный, фактурный актер, поэт, физически подготовленный, настоящий мужик.
Оказалось, для главной роли Ножкин не подходит. Просто не тянет. Не хватает экранной актерской мощности. Вот этой партизанской наглости и яркости Бориса Галкина, вот это ледяной тяжелой харизмы Вадима Спиридонова... Очень бледный получился главный герой.
Интересно, почему на эту роль не взяли Вадима Спиридонова? Какая замечательная вышла бы связь времен. Капитан Швец после учений получает долгожданного майора и вступает в реальную схватку с натовскими морпехами.
И мы узнаем, кто круче. Да.

Мужественный взгляд в даль.
Мужественный взгляд в даль.

Впрочем, в фильме многое не получилось. Например, действия группы Тарасова в первом фильме, несмотря на условность (это же учения!) выглядели гораздо реалистичнее и интереснее. А здесь...
Без боли смотреть на то, как группа туристов с автоматами, хлопая на ветру ушами, разгуливает по вражескому острову, сложно.
Американцы в фильме отдельная песня. Чудовищное нагромождение штампов, просто чудовищное. Понятно, что сейчас я сужу после тысячи просмотренных западных фильмов, тысяч прочитанных книг, но все равно. Даже тогда, в детстве, мне казалось странным и даже игрой в поддавки -- да, американцы в фильме все мерзавцы, но почему они так плохо воюют? У наших даже потерь нет, все нашим морпехам дается с полпинка.
Неинтересно. Некруто. Неправда.

Морпехи болтают с "хорошим" американцем.
Морпехи болтают с "хорошим" американцем.
Арнис Лицитис в роли военного преступника и ядерного безумца.
Арнис Лицитис в роли военного преступника и ядерного безумца.
Зверский оскал капитализма. Янис Мелдерис в роли главного плохиша.
Зверский оскал капитализма. Янис Мелдерис в роли главного плохиша.
Ничего. Сейчас наши морпехи в компании с "добрым" американцем наваляют милитаристам по щщам.
Ничего. Сейчас наши морпехи в компании с "добрым" американцем наваляют милитаристам по щщам.

Смерть майора напоследок выглядела каким-то странным вывертом. Хотя финальная сцена была хороша -- когда морпехи приходят помогать отцу покойного майора. Это был хороший финал -- человеческий и правильный.

Что еще запомнилось? Полуголая красотка в цветах американского флага на яхте. Хороша чертовка!

Американская красотка в цветах американского флага.
Американская красотка в цветах американского флага.

В общем, теперь выводы:

Первый фильм -- самый лучший. "В зоне особого внимания" всем хорош. На втором месте -- "Ответный ход". Кто молодцы? Морпехи молодцы! И на последнем месте, и то с большой натяжкой, "Одиночное плавание". Впрочем, его вообще лучше забыть.

=========

А это бонус к статье.

"Ответный ход" (1980) -- короткометражный фильм с таким же сюжетом и даже частью актеров. Снят за год до полного метра. Это словно набросок будущего фильма. Мотивация и даже роли героев сильно отличаются. Например, облажался с начальником штаба не Тарасов, а Швец, а документы в портфеле подлинные.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх