1990-е стали настоящим потрясением для народа России: война, путч, бедность, дефицит продуктов питания, наркомания, пропаганда всего возможного, о чем молчали в стране Советов.
Ну в один прекрасный день вся страна осталась без всего накопленного, произошел дефолт. О том, как такое вышло и поговорим в статье.
Российская экономика часто испытывала потрясения. Свеж в памяти «черный вторник» 2014 г. — доллар тогда вырос до 80 рублей, а евро и вовсе до сотни.
Были еще «черные вторники» 1992 и 1994 гг. с обвальным падением рубля, и «черный четверг» 1995 г., когда около двух сотен банков и кредитных организаций лишились лицензий.
Но самым черным считается даже не день недели, а месяц — черный август 1998 года.
Еще за три дня до дефолта, в пятницу, президент Ельцин успокаивал журналистов:
Журналист: Так что говорят – будет девальвация или нет? Одна фраза от вас зависит.
Ельцин: Не бу-дет!
Журналист: Не будет девальвации? Твердо и четко?
Ельцин: Твердо и четко.
А уже в понедельник правительство и Центральный банк объявляют о техническом дефолте, то есть попросту отказываются от долговых обязательств.
За короткое время рубль падает в четыре раза, инфляция увеличивается в три раза, это приводит к огромным финансовым потерям среди населения и продовольственному кризису.
В августе 98-го экономика России попала в идеальный шторм предпосылки которого начали складываться намного раньше.
Первые годы после распада СССР дефицит российского бюджета доходил до 20%.
Чтобы покрыть нехватку средств, государство просто печатало больше денег.
Но это привело к девальвации рубля и росту инфляции.
Тогда государство решило брать в долг: извне —главным кредитором был Международный валютный фонд, и внутри страны – для этого придумали государственные краткосрочные облигации—ГКО.
Чтобы население охотнее давало правительству деньги, доходность по облигациям была в разы выше уровня обычных ценных бумаг.
От 20% на старте схемы, до 150% на пике.
По версии правительства, идеальная схема была такой: государство одалживает деньги у населения, инвестирует в развитие промышленности и сельского хозяйства, получает дивиденды и выплачивает проценты по облигациям.
Как было на самом деле: государство одалживает деньги, но ничто не приносит такого дохода, как сами ГКО.
Собранные займами кредиты вновь вкладываются в новые выпуски облигаций. Бумагами спекулируют все или почти все, а дыру пытаются заткнуть кредитами МВФ. А потом на рынок пускают иностранцев, которые скупают почти треть всех гособлигаций. Де-факто, это была классическая финансовая пирамида.
Еще одна предпосылка дефолта — сдерживание рубля в рамках «валютного коридора». На поддержание искусственного курса тратились золотовалютные резервы.
Суммарный с ГКО эффект был таким: иностранные предприниматели, в руках которых находились почти треть всех ГКО, зарабатывали деньги, обменивали рубли на доллары и выводили их из России.
Не резиденты владели бумагами на 30 миллиардов долларов, ежегодные выплаты по ним составляли 10 млрд.
Для сравнения — бюджет России в 1998 году всего 271 млрд долларов.
В июле 1997 разразился азиатский финансовый кризис, цены на нефть рухнули более чем в 2 раза.
Кризис хоть и был суровым, но краткосрочным. Уже в 1999 году цены на нефть взлетели в 3 раза и продолжили расти почти все следующее десятилетие.
В декаду нефтяного изобилия Россия входила с новым президентом, который пообещал населению главное — стабильность.
Свежие комментарии